Порядок общения с ребенком до 3 лет судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок общения с ребенком до 3 лет судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Забежим вперед, чтобы узнать о правовом механизме защиты права на общение. Так, при отказе в общении необходимо обращаться в орган опеки и попечительства, который имеет соответствующие права требовать от родителей не препятствовать общению. При не подчинении решению органа опеки и попечительства, орган опеки или заинтересованный родитель вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий в общении (одновременно рекомендуется просить установить новый порядко общения с ребенком). И только принятое судом решение может исполняться принудительным образом с наложением штрафов судебными приставами за неисполнение судебного решения.

Порядок общения с ребенком после развода. Об ошибках заключений органов опеки:

Адвокаты обычно умеют использовать недостатки формальных заключений органов опеки, когда в них нет, например, данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между ними и ребенком, личностные качества родителей или нет информации о привязанности ребенка к каждому из родителей, о результатах общения с несовершеннолетним. Также можно использовать отсутствие мнения органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, а также о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п. Все эти обстоятельства адвокат должен оценивать раньше судьи, либо их оценит или не оценит суд. В любом случае, неполная или ненадлежащая оценка это всегда одно из оснований обжалования судебного решения.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

    1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
    2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
      1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
      2. до момента расторжения Договора.
    3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
    1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
    2. Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
    3. В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
    4. Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
    5. Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.

    Особенности общения отца с ребенком до 3 лет

    Общение отца с ребенком до 3 лет должно быть частым, хотя и краткосрочным. Такова особенность детей такого возраста. Запоминают, а потом забывают людей. При каждой очередной встрече, можно проследить с каким интересом и любопытством ребенок первоначально смотрит на вроде знакомого ему человека — отца. И это через пару дней после последнего общения. Ну, а через неделю ребенок будет плакать, не понимая зачем ему надо лезть на руки незнакомого дяди.

    Дело в том, что матери этим пользуются, а особенно бабушки — они снимают такие моменты на видео своих телефонов и выставляют, как факт нежелания ребенка общаться с отцом. Но это ложь. Ребенок просто забыл отца.

    Общаясь и организуя общение с ребенком до 3 лет, отец должен быть реалистом и не требовать длительного но редкого общения в суде. Отец должен требовать частого (хотя бы три раза в неделю), но кратковременного (достаточно по одному часу на одну встречу) общения.

    А по достижении ребенком старшего возраста (хотя бы с 4 лет), можно требовать уже и более редкого (можно и раз в неделю), но длительного (целый день без ночевки) общения. Ну а кроме общения можно и нужно требовать нечинения препятствий в воспитании, в получении информации о жизнедеятельности ребенка и т.п.

    В целом есть целый спектр требований, которые может заявить отец если мать препятствует ему в общении с ребенком, младше 3 летнего возраста.

    По большому числу споров о порядке общения отца с ребенком до 3 лет, матери в качестве встречных требований просят суд установить редкий, хотя внешне более привлекательный график общения и некоторые судьи сразу подхватывают эту идею и буквально настаивают на ней.

    Не соглашайтесь бездумно на такие мнения и требования. Думайте именно о ребенке и его особенностях в таком возрасте, в противном случае (нам известны такие последствия) вы можете попасть в объективы камер бабушек или матерей в ситуации активного противодействия детей идти к вам на руки. Вас просто забывают. Нет, к 3 годам ребенок конечно будет вести себя иначе, он вас запомнит но к вам не пойдет.

    Есть возможность требовать частого общения — требуйте и настаивайте на нем.

    Как приучать к самостоятельности ребенка до 3-х лет

    Как приучать к самостоятельности ребенка до 3-х лет? В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него. Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый.

    Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее.

    Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку.

    Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, несамостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых. Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.

    Как правильно составить иск на определение порядкаобщения?

    Исковое заявление в суд может подать нетолько один из родителей, но и любой из родственников первой линии родства. Прирассмотрении вопроса будут учтены следующие факторы:

    • Возрастребенка и режим дня.
    • Привязанностьк отцу и матери (определяется путем проведения психологической экспертизы).
    • Местопроживания родителей, их занятость и рабочий график.
    • Состояниездоровья.
    • Наличиематериальных условий, позволяющих обеспечить комфортный отдых и сон.
    • Продолжительностьпериода, в который один из родителей не имел возможность полноценно общаться снесовершеннолетним.
    • Характеристикиродителей с места работы.

    Чтобы повысить шансы на успех, нужномаксимально полно и объективно доказать готовность предоставить идеальныеусловия для встреч и показать, что они не будут противоречить интересамребенка.

    Обязательно указывайте желаемуюпродолжительность и график встреч, но не забывайте, что все требования должныбыть разумными и осуществимыми.

    В первую очередь, совместные встречи недолжны препятствовать полноценному обучению ребенка. Т.е., если родителипроживают далеко друг от друга, то общение обычно возможно только во времяканикул.

    Исковое заявление всегда направляется всуд по месту проживания ответчика. Обратите внимание, что иски, касающиесясоблюдения прав и интересов несовершеннолетних детей, не облагаютсягосударственной пошлиной.

    К исковому заявлению нужно приложить:

    • Копиюсвидетельства о рождении несовершеннолетнего.
    • Копиюсвидетельства о заключении брака и разводе.
    • Характеристикус места работы, от соседей.
    • Информацию,подтверждающую вашу занятость и рабочий график.

    Важно! Установить порядок общения сребенком возможно только в том случае, если сам ребенок этого хочет. Заставитьобщаться с матерью или отцом принудительно суд не может, ведь он всегдапринимает решение в интересах несовершеннолетнего.

    Если один из бывших супругов не виделребенка длительное время, то первые встречи возможны только в присутствиивторого родителя.

    Определение судом порядка общения с ребенком. Что важно знать?

    Узнайте, что заинтересует судью в споре о порядке общения с детьми. Владение нижеуказанной информацией поможет подготовиться к судебному заседанию и облегчит задачу по отстаиванию в суде права на общение с ребенком. Суд при разрешении спора исходит из интересов ребенка и соблюдения равенства прав и баланса интересов родителей. Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суд с учетом обстоятельств каждого конкретного дела определяет порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), излагая его в резолютивной части решения. При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

    Это условия, которые суд выясняет при рассмотрении дела по существу. Далее, по каждому из условий дам рекомендации.

    Время общения и продолжительность общения

    Время подбирайте таким образом, чтобы не нарушался привычный для ребенка распорядок дня. Учитывайте следующие факторы:

    1. во сколько времени просыпается ребенок утром;
    2. время дневного и ночного сна несовершеннолетнего;
    3. нахождение в садике или школе;
    4. выполнение домашних заданий;
    5. посещение ребенком спортивных секций, кружков;
    6. если ребенок-младенец, то не забываем о времени кормления.

    В суде не прокатит заявление о готовности соблюдать распорядок дня ребенка и назначении времени общения с учётом распорядка дня малолетнего. Решение судьи в этом случае будет непредсказуемым. В результате получите не тот порядок общения с ребенком, который хотели получить.

    Нарушение порядка общения с ребенком

    Если наблюдаются обстоятельства, из которых видно, что бывший родитель нарушает правила свидания с детьми, например, что это негативно влияет на психологическое и эмоциональное здоровье, то как тогда защитить свои права? Процедура состоит из трех этапов.

    В основном нарушения происходят по двум причинам.

    • Сознательные неправомерные действия. Сюда относится прямое пренебрежение установленным порядком общения, создание искусственных препятствий для общения.
    • Нарушение может быть связано с тем, что нечетко сформулированы правила общения. Например, в соглашении или судебном решении не прописаны подробно определенные положения о том, где, когда, как, в чьем присутствии происходит общение ребенка и родителя, проживающего отдельно. Все это может порождать определенные разногласия, противоречивые толкования родителями положений соглашения о порядке общения.

    Прежде чем приступать к выяснению отношений, требуется внимательно изучить соглашение о порядке общения с ребенком или решение суда.

    Нужно понять, как оговорено место свиданий, продолжительность свиданий, особенности прогулок и времяпрепровождения.

    При этом необходимо учесть, что могли произойти изменения, которые связаны с переездом, заболеванием ребенка. И из-за этого могут наблюдаться определенные нарушения в правилах свидания с детьми.

    Предмет доказывания по делам об определении порядка общения с ребенком

    Предмет доказывания означает перечень обстоятельств, которые должен установить суд при рассмотрении дела об определении порядка общения с ребенком.

    Из приведенных ст.ст. 55 и 66 Семейного кодекса РФ следует, что суд при разрешении спора исходит из интересой ребенка и баланса интересов родителей.

    Ориентир правоприменительной практике задает п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». В постановлении указано, что при определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

    В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

    На родителя, который просит определить порядок общения ребенка с ним, возлагается обязанность доказать, что общение с ребенком не противоречит интересам ребенка и у него имеется все необходимое, чтобы создать благоприятные условия для ребенка в период пребывания с ним.

    Заявление (иск) об определении порядка общения с ребенком

    Здесь вы можете ознакомиться с примерным заявлением об определении порядка общения с ребенком. Образец примерный, не отражает какой-либо специфики. На мой взляд, лучше доверить написание заявления об определении места жительства ребенка юристу, например, мне.

    Итак, примерный образец иска об определении места жительства ребенка.

    В Ленинский районный суд г. Н
    Истец: Иванов Иван Иванович
    Адрес: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 1, кв. 1
    Телефон: 8(666) 210-31-07

    Ответчик: Васильева Мария Васильевна
    Адрес: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 2, кв. 1
    Телефон: 8(666) 210-31-08

    Наименование органа опеки и попечительства Ленинского района г. Екатеринбурга
    Адрес: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 3, кв. 3
    Телефон: 8(666) 210-31-09

    ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
    об определении порядка общения с ребенком

    Я, Иванов Иван Иванович, являюсь отцом несовершеннолетнего ребенка Иванова Максима Ивановича, 10 января 2013 года рождения. Место жительства ребенка устным соглашением определено с Васильевой Марией Васильевной. Между мной и матерью ребенка Васильевой Марией Васильевной имеется спор относительно порядка моего общения с ребенком. Ответчик Васильева М.В. считает, что ребенок должен общаться со мной только в ее присутствии. Я же считаю, что имею право забирать ребенка на выходные, общаться без присутствия Васильевой М.В. и проводить с ребенком отпуск.

    Согласно п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
    В силу п.п. 1, 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
    Пунктом 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ установлено право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.
    Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъяснено, что при определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

    Общение Иванова Максима Ивановича со мной соответствует интересам детей.

    В настоящее время я один проживаю в двухкомнатной квартире по адресу г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 1, кв. 1. Квартира принадлежит мне на праве собственности.

    В указанной квартире имеется все необходимое для пребывания и проживания в ребенка, в том числе спальное место, игрушки, книги, продукты питания.

    Я работаю в ООО «Лесные системы», имею стабильный источник дохода. Положительно характеризуюсь по месту работы и по месту жительства. Каких-либо порочащих поступков не совершал.

    С учетом изложенных фактов необходимо определить порядок общения с детьми, предусматривающий пребывание детей со мной достаточно продолжительный период времени (2 дня в неделю) с возможностью выезжать в отпуск вместе с детьми.На основании изложенного,

    ПРОШУ:

    Определить Иванову Иванову Ивановичу следующий порядок общения с Ивановым Максимом Ивановичем, 10 января 2013 года рождения: каждые первую и третью неделю месяца с 18.00 пятницы до 18.00 воскресенья по месту жительства без присутствия Васильевой Марии Васильевны. В остальные недели месяца во вторник и в четверг с 18.00 до 21.00.
    Разрешить Иванову Иванову Ивановичу проводить отпуск с Ивановым Максимом Ивановичем, 10 января 2013 года рождения продолжительностью не менее трех недель ежегодно, в том числе с выездом за пределы Российской Федерации.

    Приложения:
    Свидетельство о рождении Иванова Максима Ивановича и т.д.

    Приведенное исковое заявление является примерным и шаблонным. Всегда есть какие-то особенности, которые нужно учитывать. В спорах об определении порядка общения с ребенком отсутствуют шаблоны и каждая ситуация индивидуальна. В рамках одной статьи невозможно раскрыть все вопросы, которые возникают при определении порядка общения с ребенком. Поэтому обращайтесь к специалисту.

    Суды посчитали, что двух встреч с ребенком в месяц достаточно для исполнения родительских обязанностей

    Как отметила апелляция, доводы о том, что определенный порядок общения не отвечает принципу равенства прав родителей, не является основанием для отмены решения суда, поскольку он не ограничивает стороны в праве решать все вопросы, касающиеся ребенка, по взаимному согласию

    В комментарии «АГ» одна из адвокатов отметила, что, определяя порядок общения ответчика с ребенком, суд первой инстанции руководствовался подходом, соответствующим законодательству и устоявшейся судебной практике. В то же время, по ее мнению, в данном споре непосредственное влияние на решение суда оказали инфраструктурные особенности региона. Другой отметил, что отечественная судебная практика никогда не принимала возможность по-настоящему формально равного разделения прав и обязанностей родителей в отношении воспитания детей.

    Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда изготовила мотивированное апелляционное определение от 31 августа по жалобе К.В. на решение первой инстанции, определившей порядок общения ребенка с отдельно проживающим отцом в количестве двух дней в месяц.

    Определение порядка общения с ребенком: судебная практика

    Бракоразводные процессы относится к категориям дел, сложных не с точки зрения применения норм права, а исходя из возможности сохранения баланса в отношениях между бывшими супругами при определении или изменении порядка общения с ребенком одного из них.

    Международное и национальное право России гарантирует защиту прав ребенка, что обеспечивает его гармоничное развитие.

    В соответствии с принципами, которые установлены Декларацией прав ребёнка, законом и другими средствами должны быть обеспечены возможности и благоприятные условия для физического, умственного, нравственного и духовного развития ребенка.

    Зачастую родители после бракоразводного процесса не могут прийти к обоюдному решению по поводу участия в воспитании ребенка того родителя, который проживает отдельно. Это во многом связано с желанием родителей решить какие-то свои проблемы, забывая о том, что главной целью является обеспечение ребенку необходимого уровня жизни и воспитания для его развития. Несмотря на то, что законодательство, предусмотрев этот момент, определяет возможность заключения в письменной форме такого соглашения, очень часто вопрос об общении с ребенком приходится решать судам.

    В свою очередь отсутствие согласия между родителями по этому вопросу является причиной судебных споров, в которых суд определяет способ и порядок реализации права одного из родителей на общение и воспитание ребенка.

    При рассмотрении этой категории дел суды часто игнорируют правовой статус родителей (как правило, отца ребенка), в соответствии с которым общение с ребенком является неотъемлемой частью их права на воспитание.

    Действующим законодательством установлено, что родители, которые проживают отдельно от ребенка (ст. 66 СК РФ), а также бабушки, дедушки и другие родственники (ст. 67 СК РФ) имеют право на общение с ним.

    ВС России, учитывая достаточно разное толкование судами норм закона по поводу определения или изменении порядка общения с ребенком, в своем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» дал разъяснения по вопросу осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); и об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ)

    Проблемы в общении с ребенком до 3 лет

    Одной из основных проблем в общении с ребенком данного возраста — недостаточное внимание родителей. Занятость и дела отвлекают взрослых от построения эмоциональной связи с малышом, что может негативно влиять на развитие его коммуникативных навыков.

    Другая проблема — неумение достаточно слушать и понять ребенка. В этом возрасте дети общаются через жесты, мимику и звуки, и их речь не полностью развита. Если родители не внимательны и не тратят достаточно времени на понимание желаний и потребностей ребенка, это может привести к конфликтам и проблемам в общении.

    Некоторые дети могут испытывать трудности в установлении контакта с другими детьми и взрослыми. Они могут быть чересчур застенчивыми или слишком активными и эмоциональными. Такие проблемы могут требовать помощи психолога или специалиста.

    Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои особенности в общении. Поддержка и понимание со стороны родителей играют важную роль в преодолении этих проблем и развитии навыков коммуникации у ребенка.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *