Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается гоз от госконтракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Торги в рамках ГОЗ проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках 275-ФЗ. Предметом контракта являются те же товары (работы, услуги), что и по 44-ФЗ, например поставка продуктов или строительство. В некоторых случаях выбор исполнителя производится не при помощи процедуры закупки, а путем его утверждения. Например, постановление Правительства РФ или указ Президента РФ устанавливает такого поставщика. Так, к примеру, на Автовазе возможно разместить гособоронзаказ, в том числе военного назначения, в том числе и ракеты.
ГОЗ следует отличать от госзакупок
Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.
В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом». Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.
При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.
Где заключают контракты, и как их найти
Чтобы определить, что закупка имеет отношение к оборонному заказу, необходимо обратить внимание на ряд признаков:
- Наличие идентификатора государственного контракта. Если идентификатор состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например, 2223), то это гособоронзаказ.
- Прямое указание на то, что контракт исполняется в рамках оборонного заказа.
- В тексте самого договора есть ссылка на 275-ФЗ.
Участники гособоронзаказа
Госзаказчик |
|
Головной исполнитель | Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком |
Исполнитель |
Организация (предприниматель), которая:
Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ) |
Уполномоченный банк | Банк, который выбрал ГИ. Это банк из числа тех, которые утвердило государство |
Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.
Раздельный учет по контрактам ГОЗ и бухгалтерский учет организации
Российский бухгалтерский учет традиционно ориентирован на запросы регулирующих органов и, по сути, обеспечивает контроль и мониторинг хозяйственной деятельности со стороны собственников и исполнительных органов организаций. Внутри организации бухгалтерский учет продолжает оставаться одним из основных источников весьма подробной и достоверной информации, поставляемой разным уровням управления. На основе этой информации часто принимаются управленческие решения. Такая ситуация поддерживается исторически сложившейся системой первичного документооборота. При стремительном развитии цифровых технологий задача по фиксированию (документированию) в информационное системе фактов хозяйственной жизни сохраняется.
Бухгалтерский учет имеет гибкий инструмент закрепления необходимой детализации учетных действий — учетную политику (п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 2, 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
В бухгалтерском учете подлежат отражению любые понесенные организацией расходы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные организацией в ходе деятельности, направленной на получение дохода. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы расчетов за них. Указанные учетные принципы применимы к ведению раздельного учета по контрактам ГОЗ.
Что такое гособоронзаказ?
Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.
В ст.4-6 275-ФЗ приводится порядок формирования, утверждения и размещения ГОЗ. А в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 26 декабря 2013 г. даны подробные указания, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ).
В рамках таких закупок Правительство РФ разыгрывает задания на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (п.1 ст.3 275-ФЗ).
Низкая конкуренция в сфере ГОЗ для некоторых поставщиков является определяющим фактором для участия. Другие же, наоборот, не желают погружаться в сложности изучения законодательства, а также опасаются пристального внимания со стороны контролирующих ведомств к своей организации.
Не нужно думать, что государство проводит процедуру для приобретения только вооружения и техники. Например, закупаться может еда для военнослужащих: картофель, крупы, тушенка и т.д.
Закупки по 275-ФЗ по алгоритму проведения и участия напоминают мероприятия по 44-ФЗ, но с некоторыми особенностями. Можно сказать, что нормы 275-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ и преобладают над нормами Закона о госзакупках.
В качестве госзаказчиков выступают органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Также на благо гособоронзаказа трудятся Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы и нанимают исполнителей для их выполнения.
Госзаказчики сотрудничают с головными исполнителями, с которыми заключают контракт. К ним в большинстве случаев относятся бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является РФ (например, воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.).
Головной исполнитель, со своей стороны, может передать исполнение обязательств исполнителю (субподрядчику второго порядка). Исполнитель также может привлечь для реализации контракта другого исполнителя (субподрядчика третьего порядка). Так формируется цепочка взаимоотношений между головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка, которая называется кооперацией головного исполнителя.
Обеспечение исполнения контракта
44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).
275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).
Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.
Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.
Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.
Особенности расчетов и исчисление прибыли исполнителя
Головной исполнитель может исполнять контрактные обязательства 2-мя способами:
- за свой счет приобретать товары и услуги напрямую у поставщиков и производителей. В этом случае средства с отдельного счета он может израсходовать исключительно на зарплату своих сотрудников.
- необходимые для выполнения ГОЗ товары и услуги поставляются заказчику непосредственно исполнителями второго и третьего порядка. Напомним, что у каждого из них должен быть открыт отдельный счет в уполномоченном банке. Оплата таким исполнителям может производиться как до, так и после поставки.
До исполнения работ выплаты по гособоронзаказу регулируются Приказом Минфинансов. Ежегодно выпускается новый приказ. С 2019 г. действует Приказ № 259Н от 11.12.2018 г. Он разработан с перспективой на 2020-2021 гг. В этом законодательном нормативе определен ряд направлений траты целевых денег (Приложение № 4): выплаты рабочим, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама и др.
Если головной исполнитель переводит на счет исполнителя предоплату, то в платежном поручении он указывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования денег из Приказа № 259Н
Если исполнитель получает средства после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». И приложить обоснование того, что исполнитель работы выполнил. Для этой цели можно использовать фотоматериалы или видеофиксацию.
Для того, чтобы ограничить участие в ГОЗ перекупщиков, разработаны некоторые меры относительно прибыли поставщика. Эти меры регулируются на государственном уровне. В Постановлении Правительства РФ № 1465 от 2 декабря 2017 г. приведены методы по определению цен на продукцию и нормы прибыли коммерческих поставщиков.
Например, при применении затратного метода правила следующие:
- если исполнитель сам является производителем изделий, то в качестве прибыли он может добавить 20% к себестоимости;
- если комплектующие приобретаются, то норма прибыли будет только 1%.
Показатели себестоимости и прибыли головного исполнителя отмечаются в тексте контракта. Но если он на чем-то сэкономил и уменьшил сумму затрат, то сторонам потребуется подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.
Отчетность по гособоронзаказу
Не стоит упускать и тот момент, что организации, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ, обязаны предоставлять отчет об исполнении государственного оборонного заказа.
Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.
Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:
1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Саратовской области
При планировании закупки для обеспечения нужд по государственному или муниципальному контракту заказчику по ФЗ № 223 затруднительно заранее спланировать сроки проведения необходимых процедур. Для того, чтобы своевременно закупить нужную продукцию, организатор торгов должен ознакомиться с условиями предстоящей закупки и контракта, определить период и объемы поставки необходимых товаров. Однако следует заметить, что порой заказчики по ФЗ № 223 попадают впросак: не дождавшись подведения итогов и подписания государственного (или муниципального) контракта, организовывают закупки товаров для его исполнения. На практике возникают ситуации, когда заявка заказчика не признается лучшей, и, соответственно, в дальнейшем с таким контрагентом не заключается контракт.
В таком случае заранее приобретенный товар становится ненужным, и проблема его реализации и применения ложится на плечи организатора процедуры (К примеру, заинтересованное лицо, увидев закупку государственного или муниципального заказчика, приобрело требуемый товар для исполнения будущего контракта. После занятия второго места в торгах у такого частника остался не только товар, но и обязанность по его оплате, что в конечном итоге может негативным образом отразиться на финансовом состоянии предприятия). Во избежание подобных ситуаций, время до подведения итогов и подписания контракта[3]потенциальному исполнителю лучше потратить на сбор коммерческих предложений поставщиков и составление закупочной документации в рамках по ФЗ № 223, чтобы в дальнейшем при необходимости оперативно опубликовать информацию о закупке товаров для исполнения контракта. Иногда на практике заказчик, размещая закупку по приобретению товаров для контракта по ФЗ № 44, указывает в документации условие о том, что он может отказаться от заключения договора на любом этапе до момента подписания договора по ФЗ № 223 (например, в случае если его заявка в процедуре по 44-ФЗ не была признана лучшей)[4].
Грамотно и четко прописав требования к товару в своей закупочной документации и проекте договора, исполнитель сможет максимально эффективно и с высокими показателями качества выполнить обязанности по государственному или муниципальному контракту. При подготовке условий проекта договора закупочной процедуры по ФЗ № 223 заказчику следует ориентироваться на те требования к товару и условия исполнения, которые прописал государственный или муниципальный заказчик в своем контракте. Как правило, в данных закупках организатор торгов зеркальным образом указывает (дублирует) такие же условия к поставке продукции у себя в проекте договора для потенциальных поставщиков по 223 ФЗ.
При подготовке закупочной документации заказчику в рамках Закона о закупках важно прописать такие требования государственного или муниципального заказчика, как:
- гарантийные обязательства товара (к примеру, срок гарантии на поставленный товар составляет срок, указанный в техническом паспорте завода-изготовителя, но не менее 12 месяцев с даты подписания акта приемки товара по количеству и качеству);
- условия замены товара (к примеру, в случае выхода из строя оборудования (его частей, узлов, агрегатов) поставщик обязуется в течение 10 дней с момента получения уведомления (устного/письменного) покупателя о замене или ремонте оборудования произвести необходимый ремонт товара, заменить вышедшие из строя составляющие части, узлы, агрегаты оборудования в согласованные с покупателем сроки);
- наличие документов, подтверждающих качество товара (например, паспорт качества, сертификат соответствия);
- наличие отгрузочных, сопроводительных документов (например, паспорт изделия, руководство по эксплуатации)
- ответственность за непоставку и (или) недопоставку товара (к примеру, за просрочку поставки товара поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 0.5% стоимости товара за каждый день просрочки или ответственность согласно требованиям контракта);
- ответственность за поставку некачественного товара (к примеру, за поставку товара ненадлежащего качества, т.е. с нарушением требований к качеству, установленных договором, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере 100 000 руб.) и др.
Цели и задачи гособоронзаказа
Гособоронзаказ – это система определения и объема государственных закупок, заказанных Министерством обороны. Она создается для укрепления обороноспособности страны за счет разработки и производства военной техники, вооружений, обмундирования и других товаров, необходимых для национальной безопасности.
Цель гособоронзаказа – обеспечение обороноспособности Российской Федерации и сохранении ее территориальной целостности. Для этого Министерство обороны закупает товары и услуги, связанные с национальной безопасностью и обороной. От качества и правильности воплощения гособоронзаказа зависит ответная готовность армии и реальные возможности защищать страну в любое время, на любой стадии конфликта.
Задачи гособоронзаказа:
- разработка новых образцов оружия, военной техники и средств связи;
- модернизация имеющегося вооружения и боеприпасов;
- улучшение и обновление авиации, флота и наземной техники армии;
- приобретение и разработка средств для борьбы с киберугрозами, террористической деятельностью, радиационно-химическими угрозами и другими угрозами национальной безопасности;
- обеспечение высокого уровня готовности к сражению и подготовленности к проведению антитеррористических и миротворческих операций.
Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:
- осуществление планирования закупок
- установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
- особенности описания объектов закупок
- порядок определения цены госконтракта на ТРУ
- финансовое обеспечение исполнения контракта
- регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
- вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта
Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.
Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.
Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.
Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?
Влияние госзаказа и гособоронзаказа на экономику
Государственный заказ и государственный оборонный заказ – это две разные формы оказания услуг и выполнения работ на заказ государством. Однако обе они оказывают значительное влияние на экономику.
Государственный заказ – это механизм поставки и оплаты товаров, выполнения работ и оказания услуг предприятиями, осуществляемый органами государственной власти, муниципалитетами или бюджетными учреждениями. Реализация госзаказов может повысить спрос на товары и услуги, что способствует развитию бизнеса и повышению уровня экономической активности. Также, государственный заказ может стимулировать развитие инновационных технологий, так как заказчики могут заинтересоваться в реализации новых идей и технологий.
Государственный оборонный заказ – это механизм поставки и оплаты продукции, работ и услуг, направленных на обеспечение обороноспособности страны. В этом случае, заказчиком выступает Министерство обороны. Инвестиции в оборонную отрасль могут стать катализатором развития технических знаний и умений, а также мотором в рывке науки и техники. В свою очередь, это может значительно повлиять на дальнейшее развитие экономики в целом.
Обе формы государственного заказа могут оказывать положительное влияние на экономику. Долгосрочные государственные заказы позволяют предприятиям эффективно стратегировать свою деятельность, ориентируясь на стабильный объем заказов, что обеспечивает устойчивый рост производства и экономических показателей. Однако, отсутствие конкуренции, коррупция и ненадлежащее исполнение условий заказа могут негативно сказаться на экономике страны.
Особенности гособоронзаказа
В рамках гособоронзаказа государство может приобретать не только высокотехнологичную, военную и секретную продукцию. Такие процедуры проводятся также для приобретения канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов.
Требования к участникам предъявляются вполне обычные:
- не иметь задолженности по налогам и сборам;
- не относиться к оффшорным компаниям;
- не находиться в реестре недобросовестных поставщиков.
Наряду с этим ГОЗ имеет некоторые отличия от привычных нам процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
- финансовая прозрачность и открытость между заказчиком, банком, головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка. Вся цепочка должна прослеживаться;
- строгое обоснование цены контракта;
- отчетность по первому требованию заказчика или контролирующих ведомств.
Остановимся подробнее на каждом из требований:
Финансовая прозрачность ГОЗ
У головного исполнителя и у каждого исполнителя второго и третьего порядка должны быть открыты счета в уполномоченном банке. Раньше необходимо было выбирать банк из перечня банков, опубликованного на сайте Центрального банка. Но теперь эта информация скрыта, и уполномоченным банком в оборонно-промышленной сфере является ПАО Промсвязьбанк (п.4.3 ст.3 275-ФЗ). Открывать счет надлежит для каждого контракта. Исполнителям четвертого уровня счет не требуется, об этом в законодательстве ничего не говорится.
- Целью такого ужесточения мер является контроль за целевым расходованием выделенных средств. Деньги, полученные от госзаказчика, называются целевыми. Их нужно использовать только на выполнение конкретного гособоронзаказа, иное распоряжение деньгами будет считаться нарушением. После исполнения контрактных обязательств счет закрывается.
Открытость доходов и расходов ГОЗ
В рамках исполнения обязательств по ГОЗ всей цепочке исполнителей (включая и головного исполнителя) нужно будет предоставлять следующую информацию:
- сумма дохода, заработанного на исполнении контракта;
- сумма собственных затрат (без этой цифры затраты вам не возместят).
Особенности работы с отдельным счетом ГОЗ по 275-ФЗ
Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.
Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.
Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:
- контракт с допсоглашениями;
- акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
- документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
- иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.
Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.
К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.