Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышающий коэффициент транспортный налог 2024 для юридических лиц что значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Транспортный налог – это вид имущественного налога, который нужно ежегодно платить владельцам транспортных средств. Его вносят и физические, и юридические лица, но на разных условиях – отличаются ставки, сроки и порядок начисления. В этом материале речь пойдет о транспортном налоге, который платят граждане.
Что такое транспортный налог
Транспортный налог относится к региональным налогам. Это означает, что каждый регион самостоятельно устанавливает ставки и льготы по налогу на транспорт.
Кассационная инстанция
Налогоплательщик решил идти дальше и обратился в кассационную инстанцию, которая Решение Арбитражного суда г. Москвы и Постановление Девятого ААС по данному делу отменила и направила дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
АС МО вынес свое решение, руководствуясь следующим.
Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило неприменение обществом при исчислении транспортного налога за 2019 год повышающих коэффициентов.
Суды первых двух инстанций пришли к верному выводу о том, что повышающий коэффициент не применяется в случае отсутствия легкового автомобиля в перечне или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня.
Между тем, несмотря на указанный выше правильный вывод, суды при решении вопроса о начислении налога в отношении конкретных автомобилей заняли противоположный подход. Они применили подход, согласно которому, несмотря на то, что спорная модель автомобиля отсутствует в перечне, такая модель соответствует позиции, приведенной в перечне под определенным номером, поэтому к данной модели следует применять повышающий коэффициент.
По мнению кассационного суда, подобный подход является ошибочным, поскольку не соответствует подходу Конституционного суда, так как порождает неопределенность, сомнения и неясность норм налогового законодательства, может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками. Это не соответствует одному из основных начал налогового законодательства, изложенному в п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
С решением кассационной инстанции не согласились уже налоговые органы и обратились в Верховный суд, который счел изложенные в жалобах доводы заслуживающими внимания, дело было передано в СКЭС ВС РФ.
На основании ст. 358, 359, 362 НК РФ Верховный суд установил, что применение повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога поставлено в зависимость исключительно от двух критериев: средней стоимости транспортного средства и года выпуска.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций определено, что принадлежащие обществу автомобили по стоимости и году выпуска соответствовали требованиям ст. 362 НК РФ для включения в налоговую базу при исчислении транспортного налога с применением повышающих коэффициентов. Доказательств обратного заявитель в материалы дела не представил. Марки и модели спорных транспортных средств также соответствовали маркам и моделям, указанным в названном перечне. В свою очередь, дополнительные опции в комплектации принадлежащих обществу транспортных средств не изменили базовые характеристики автомобилей, учитываемых федеральным исполнительным органом власти при формировании перечня.
Главные значения формулы
Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.
Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.
Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.
Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:
- базы налогообложения
- возраста техники
- категории ТС
- экологического класса
Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.
Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:
- Указать регион.
- В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
- Нажать «Подробнее».
- Перейти во вкладку «Ставки».
- Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
- Кликнуть кнопку «Показать».
Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.
Главные значения формулы
Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.
Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.
Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.
Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:
- базы налогообложения
- возраста техники
- категории ТС
- экологического класса
Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.
Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:
- Указать регион.
- В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
- Нажать «Подробнее».
- Перейти во вкладку «Ставки».
- Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
- Кликнуть кнопку «Показать».
Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.
Какие компании обязаны платить транспортный налог?
Закон о налоге предусматривает, что налог должен уплачиваться каждым юридическим лицом, в собственности которого находится транспортное средство.
Обязательство утрачивает силу только в случае демонтажа или повреждения транспортного средства. Однако оба эти события должны быть доказаны. В противном случае Федеральная налоговая служба не примет их во внимание.
Другими словами, налог должен быть уплачен, даже если агентство не использовало транспортное средство в течение длительного времени, сдавало его в аренду или вносило в уставный капитал другой компании.
Однако есть одно исключение. Если техника продается в рамках исполнительного производства, компания освобождается от уплаты налога на передачу имущества.
Плата взимается с большинства транспортных, плавучих и воздушных средств. Однако у некоторых юридических лиц есть возможность сэкономить. Например, закон освобождает владельцев морских платформ, специального оборудования для сельскохозяйственной деятельности и рыболовных судов.
Как он влияет на транспортный налог?
Все владельцы автомобилей (за исключением льготных категорий и отдельных случаев) и других транспортных средств ежегодно уплачивают транспортный налог, рассчитываемый следующим образом:
Транспортный налог = Налоговая база (мощность двигателя в л. с.) * Налоговая ставка * Повышающий коэффициент * Кол-во месяцев использования / 12
Для каждого автомобиля значение налога высчитывается индивидуально. Налоговая база исчисляется, исходя из мощности двигателя, а вот налоговая ставка может меняться от региона к региону (федеральные значения могут быть увеличены до 10, а иногда и в большее количество раз).
Одним из важных факторов, определяющих сумму транспортного налога, является повышающий коэффициент. Введен он не так давно – в 2014 году. Конечный размер уплачиваемого налога за счет повышающего коэффициента может сильно увеличиваться – от 1,1 до 3 раз.
Например, если сумма налога за год составила 10 000 рублей, то при условии оплаты налога на роскошь размер его может увеличиться до 11 000 – 30 000 рублей.
Новые правила и расчеты на 2024 год
Согласно последним изменениям, введенным в действующие правила транспортного налога, годичный коэффициент налога будет повышаться с 2024 года. Это означает, что владельцы автомобилей должны быть готовы к увеличению размера налоговой ставки на свое транспортное средство.
Новые правила и расчеты, связанные с налогом на транспорт, определяются на основе различных факторов. Одним из таких факторов является технический показатель, который определяется по данным о мощности двигателя и экологичности автомобиля.
Владельцы автомобилей могут ознакомиться с новыми правилами и расчетами на 2024 год на официальных интернет-ресурсах налоговых служб или посетив налоговые органы. Там можно получить подробную информацию о новых правилах и ожидаемых изменениях ставки налога.
Однако, в целом можно сказать, что новые правила и расчеты на 2024 год будут предусматривать увеличение коэффициента налога. Это требует от владельцев автомобилей выделить больше ресурсов на уплату транспортного налога и учесть увеличение его размера в своих планах на следующий год.
В то же время, стоит отметить, что новые правила и расчеты налога на транспорт не могут быть рассмотрены в отрыве от общей экономической ситуации и политики налогообложения. Поэтому для полного понимания и оценки влияния этих изменений на личные финансы рекомендуется обратиться к специалистам и юристам в данной области.
Изменения ставок транспортного налога
В 2024 году в России вступят в силу новые правила и расчеты по транспортному налогу. Одним из важных изменений будет повышающий коэффициент, который будет применяться при определении суммы налога для некоторых категорий транспортных средств.
Повышающий коэффициент будет учитывать технические характеристики, экологическую безопасность и состояние автомобиля. Транспортным средствам, которые не отвечают определенным нормам, будет присваиваться коэффициент, который увеличивает сумму налога. Это мера, направленная на стимулирование использования экологически чистых и безопасных автомобилей.
Определение повышающего коэффициента будет проводиться на основе данных о классе автомобиля, объеме двигателя, мощности и выбросах вредных веществ. Например, для автомобилей с дизельными двигателями коэффициент может быть выше, чем для автомобилей с бензиновыми двигателями.
Введение повышающего коэффициента позволит более точно определить величину налога в зависимости от характеристик и состояния автомобиля. Это также способствует стимулированию обновления автомобильного парка в сторону экологически чистых моделей и учету их особенностей при исчислении налога.
Декларация по транспортному налогу: нужно ли сдавать и когда?
Компании, на балансе которых есть транспортные средства, не сдают налоговые декларации по транспортному налогу. Эта обязанность отменена начиная с отчетного периода 2020 года (п. 17 ст.
1 ФЗ от 15.04.2019 № 63-ФЗ, приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440).
Организации должны будут самостоятельно рассчитывать и уплачивать в бюджет транспортный налог. Проверять правильность исчисленных сумм будет налоговая инспекция, используя для этого сведения ГИБДД. Сумма налога, которую компания должна была заплатить по мнению ИФНС, будет указана в сообщении по утвержденной форме.
Оно направляется через шесть месяцев после установленного срока уплаты налога за прошедший год.
Если сообщение из инспекции не поступит или в нем будет учтен не весь транспорт, компания будет обязана сообщить в ИФНС о имеющихся налогооблагаемых транспортных средствах.
Как коэффициенты транспортного налога влияют на юридические лица
Коэффициенты транспортного налога определяются государственными органами и используются для учета возраста и экологической нормы автомобилей, а также стоимости их использования на территории. Повышающий коэффициент, который будет применяться в 2024 году, означает увеличение размера налоговой ставки для юридических лиц, что приведет к дополнительным финансовым затратам организаций.
Изменение коэффициентов транспортного налога может повлиять на бюджетирование и финансовое планирование компаний. Увеличение налоговой нагрузки может привести к снижению прибыльности и конкурентоспособности предприятий, а также повлиять на их способность инвестировать и развиваться. Юридическим лицам придется пересматривать стратегии использования автотранспортных средств и принимать дополнительные меры для оптимизации налоговых платежей.
Кроме того, повышение коэффициента транспортного налога может повлиять на стоимость товаров и услуг, предоставляемых юридическими лицами, особенно тех, которые зависят от автодоставки. Увеличение налоговой нагрузки может привести к росту цен на товары и услуги, что может отразиться на покупательском спросе и доходах компаний.
Средняя стоимость автомобиля
Для определения точной суммы транспортного налога помимо возраста авто также нужно будет определить его среднюю стоимость. Расчет средней стоимость осуществляется на основании приказа Минпромторга России №316, в соответствии с которым можно рассчитать среднюю стоимость авто:
- произведенных в РФ (либо если в РФ есть уполномоченный представитель производителя);
- произведенных не в РФ (уполномоченный представитель производителя в РФ отсутствует).
ТС произведено в РФ | ТС произведено не в РФ |
Средняя стоимость авто
Рекомендованная розничная стоимость авто по состоянию на 1 июля Рекомендованная розничная цена авто по состоянию на 1 декабря |
Средняя стоимость авто
Максимальная стоимость продажи авто по состоянию на 31 декабря налогового периода Минимальная стоимость продажи авто по состоянию на 31 декабря налогового периода Коэффициент приведения каталожной стоимости авто в рублях Утилизационный сбор и ввозная таможенная пошлина на данный автомобиль Курс иностранной валюты к рублю по состоянию на 01 января года выпуска авто Курс иностранной валюты к рублю по состоянию на 31 декабря года выпуска авто |
Ошибки, встречающиеся при расчете транспортного налога с учетом повышающего коэффициента
Расчетом транспортного налога для физлиц занимается ИФНС. Однако, юридические лица осуществляют расчет налога самостоятельно. Производя расчеты, очень важно, чтобы в них не допускались ошибки, иначе даже частичная уплата налога будет говорить о том, что свое обязательство налогоплательщик не выполнил.
К наиболее распространенным ошибкам относят следующие:
- Неправильно определен возраст ТС. Число лет авто рассчитывается с начала года выпуска, а не с даты приобретения автомобиля.
- В перечне авто Минпромторга отсутствует авто, по которому введен повышающий коэффициент. Поэтому по нему не был начислен коэффициент. Даже если в перечне Минпроторга данный автомобиль отсутствует, но его возраст и стоимость соответствуют требованиям, то коэффициент необходимо применять. Иначе это будет расцениваться как ошибка, повлекшая за собой неуплату данного налога.
Ошибки, встречающиеся при расчете транспортного налога с учетом повышающего коэффициента
Расчетом транспортного налога для физлиц занимается ИФНС. Однако, юридические лица осуществляют расчет налога самостоятельно. Производя расчеты, очень важно, чтобы в них не допускались ошибки, иначе даже частичная уплата налога будет говорить о том, что свое обязательство налогоплательщик не выполнил.
К наиболее распространенным ошибкам относят следующие:
- Неправильно определен возраст ТС. Число лет авто рассчитывается с начала года выпуска, а не с даты приобретения автомобиля.
- В перечне авто Минпромторга отсутствует авто, по которому введен повышающий коэффициент. Поэтому по нему не был начислен коэффициент. Даже если в перечне Минпроторга данный автомобиль отсутствует, но его возраст и стоимость соответствуют требованиям, то коэффициент необходимо применять. Иначе это будет расцениваться как ошибка, повлекшая за собой неуплату данного налога.
- Я приобрёл автомобиль Audi Q7 quatro 2016 г.в., дизель, объём двигателя 2967 куб.см., мощностью 233 л.с. в феврале 2024 года за 1 700 000 рублей. Будет ли применяться повышающий коэффициент к моему автомобилю, если стоимость не превышает 3 000 000 рублей? В договоре купли-продажи стоимость автомобиля указана.
Ответ: На момент исчисления налога возраст Вашего автомобиля составит 2 года. Автомобиль данной марки и модели указан в Перечне Минпромторга. Среднюю стоимость автомобиля возможно рассчитать, получив необходимую информацию у дилера Audi, находящегося на территории Российской Федерации. По имеющейся информации от дилера стоимость Вашего автомобиля будет превышать 3 000 000 рублей, в связи с чем повышающий коэффициент к транспортному налогу будет применяться. Данные, указанные в договоре купли-продажи, при исчислении транспортного налога не учитываются. Регулирует данный вопрос ст.362 НК РФ.
- В п.2 ст.262 НК РФ говорится о налогоплательщиках-организациях. Распространяется ли повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили, находящиеся в собственности физических лиц?
Ответ: Все владельцы дорогостоящих легковых автомобилей обязаны производить уплату транспортного налога с применением повышающего коэффициента. Разница лишь в том, что физические лица производят уплату транспортного налога, рассчитанный налоговыми органами, а юридические лица производят самостоятельный расчет. Уплата физическими лицами производится один раз в год после получения уведомления, а юридические лица производят авансовые платежи и уплату налога после подачи декларации.
Транспортный налог в 2022 году для юридических лиц
Ежегодно автовладельцы надеются на отмену транспортного налога, но каждый раз подобные новости остаются на стадии слухов. Потому юрлица в 2022 году продолжат платить налог с транспортных средств, и отменять эту обязанность законодатели не планируют.
Компании, владеющие транспортными средствами, при определении суммы налога должны следовать принципам гл. 28 НК РФ, по которой транспортный сбор платится в региональный бюджет.
В ст. 358 НК РФ указаны машины, владея которыми, юрлица должны платить транспортный налог. К ним относятся автомобили, автобусы, мотоциклы, прочий самоходный транспорт, а также водные (яхты, катера и т.п.) и воздушные (вертолеты, самолеты и т.п.) средства передвижения.
Отметим, что не каждое транспортное средство подвергается налогообложению, как, например, речные суда и тракторы. Полный список агрегатов, с которых транспортный налог не платится, представлен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Для того чтобы в 2022 году рассчитать транспортный налог, компании необходимо определить налогооблагаемую базу — мощность двигателя, которая считается в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 НК РФ).
От того, насколько велика мощность автомобиля, зависит размер налоговой ставки. Базой также может быть валовая вместимость судов, тяга реактивного двигателя или просто единица транспортного средства.
Но чаще всего используется именно мощность двигателя.
На 2022 год по налоговому законодательству действуют ставки транспортного налога на легковые машины, указанные в таблице ниже.
Мощность, л.с. Величина ставки, руб.
До 100 | 2,5 |
От 100 до 150 | 3,5 |
Более 150 менее 200 | 5 |
Более 200 менее 250 | 7,5 |
От 250 | 15 |
В регионах могут быть другие ставки. Но их размер не должен превышать десятикратное увеличение / уменьшение ставок по ст. 361 НК РФ. Это ограничение не касается автомобилей с мощностью до 150 л. с. включительно.
Также на сумму налога влияют цена автомобиля, его возраст и экологический класс.
Так, если стоимость транспортного средства возрастом до трех лет находится в диапазоне от 3 до 5 млн рублей, при расчете налога используется повышающий коэффициент 1,1 (п. 2 ст. 362 НК РФ).