Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол создания общественной организации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала рассмотрим минусы этой формы. В первую очередь это невозможность создать общественную организацию только по инициативе одного человека. Минимальное число участников — 3. Но на практике их должно быть хотя бы 4. Проблема заключается в требовании закона к коллегиальному органу. Руководитель общественной организации, как правило, является также одним из учредителей и членов Совета. Но в состав коллегиального органа не разрешается включать больше ¼ от численности работников.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
Что такое общественная организация
Общественная организация – одна из самых востребованных разновидностей корпоративных некоммерческих организаций в России.
В соответствии со статьей 123. 4 Гражданского кодекса:
Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Помимо Гражданского кодекса определение общественной организации также содержится в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с ним:
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Таким образом, любая общественная организация, помимо статуса некоммерческой организации, является еще и общественным ОБЪЕДИНЕНИЕМ.
В свою очередь под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Отмечу, что помимо общественной организации к видам общественных объединений также относятся:
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
(статья 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
В этот перечень можно также добавить:
- Профсоюз (Профессиональный союз);
- ТОС (Территориальные общественные самоуправление);
- Спортивную федерацию;
- Национально-культурную автономию.
Все они в соответствии с законодательством являются отдельными видами общественных организаций, а значит и общественными объединениями.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах … 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).
Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация (статья 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).
Стоит ли открывать такую НКО?
Еще один запрет касается учредителей-юридических лиц. Ими могут быть исключительно общественные объединения.
Но плюсы у таких НКО тоже есть, и самый важный — это название. Прежде всего, в нем следует отразить задачи и цели, для достижения которых создается новая структура. Но главное — зарегистрировать общественную организацию можно почти под любым наименованием. К ней не применяются ограничения, действующие в отношении многих других НКО. Так, общероссийские виды общественных организаций вправе включить в наименование слова «Российская Федерация», «Россия», а также образованные от них слова. Специальное разрешение от органов власти не потребуется.
Кроме того, официальным ведомствам вменена обязанность реагировать на любые запросы, поступающие от общественных организаций.
Стоимость услуг и сроки исполнения
Регистрация общественной организации, включая этапы в Минюсте и межрайонной ИФНС, занимает около 4-5 недель.
Регистрация Общественной организации – от 20 000 рублей.
Услуга | Стоимость |
---|---|
Оплата государственной пошлины | 4 000 рублей |
Вывод о создании общественной организации
Полностью определить этапы создания и деятельности таких общественных союзов и список документации для того, чтобы ее зарегистрировать, возможно, лишь четко установив основную задачу, идею и тематику.
С целью более подробного изучения правил и порядка создания общественного объединения, а возможно и его регистрации, стоит внимательно прочитать приказ «О правилах рассмотрения заявлений регистрации общественных объединений» (№ 19 — 01 — 122 — 97).
Перед тем как создать общественную организацию, стоит определить, подходит ли выбранный правовой формат к тем идеям, которые ею преследуются.
В любом из случаев можно не торопиться с регистрацией в момент создания, особенно в том случае, если в этом нет никакой необходимости.
Поскольку данный вид деятельности считается совершенно некоммерческим, стоит понимать, что создание общественных объединений как прибыльного бизнеса не имеет никакого смысла, а в некоторых случаях даже карается законом.
Заявление для регистрации в Минюсте
Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:
- Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
- Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
- Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
- Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
- К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).
Срок подачи документов на регистрацию в Минюст — три месяца с момента утверждения протокола о создании НКО.
А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:
- 17 дней — в общих случаях;
- 33 дня — для общественных организаций;
- 30 дней — для политических партий;
- 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.
Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава
Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:
- о создании других юридических лиц и участии в них;
- создании филиалов в других регионах и открытии представительств.
На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:
- указание в уставе данных об учредителях;
- указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
- право на формирование целевого капитала;
- регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.
3.1. Общественная организация преследует общественно полезные цели, направленные на:
- распространение идей взамной помощи и поддержки;
- популяризацию благотворительной деятельности;
- распространение правовых знаний;
- содействие улучшению взаимоотношений между органами власти и гражданами;
- повышение социальной ответственности граждан;
- формирование сильной гражданской позиции;
- охрану и защиту прав и свобод человека;
- содействие охране и защите прав и законных интересов граждан;
- юридическую поддержку физических и юридических лиц;
- защиту своих интересов на федеральном уровне;
- законодательные инициативы;
- участие в разработке законопроектов и нормативных актов, реализацию федеральных и региональных государственных программ;
- подготовку и внедрение инновационных проектов, программ в рамках целей и задач общественной организации;
- организацию международных контактов;
- информационную поддержку членов организации;
- обмен информацией, опытом между членами организации.
3.2. Виды деятельности Общественной организации:
- Просветительская. Пропаганда идеи взаимной помощи, информирование граждан об их правах, популяризация благотвориьельности. Информационная деятельность в сфере электронных, печатных средств массовой информации и иных возможных информационных сетях, учреждение средств массовой информации. Создание собственных средств массовой информации. Проведение конференций, семинаров.
- Защита прав и свобод человека и гражданина. Организация юридических консультаций. Представительство в судах, иных организациях и учреждениях всех форм собственности членов Общественной организации, членов их семей, а также других граждан в случаях нарушения их конституционных прав и законных интересов.
- Обобщение информации, связанной с нарушением прав и законных интересов граждан РФ в области интересов Общественной организации в соответствии с ее уставными целями и задачами.
- Поддержка и осуществление мероприятий, направленных на защиту достоинства личности, нравственных и моральных устоев общества, его культурных и исторических традиций, охрану здоровья, конституционных прав и свобод человека.
- Содействие разработке и реализации социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных, экологических проектов, программ, иных мероприятий, направленных на формирование гармоничной личности, а также на охрану защиты нравственного, духовного, психического и физического здоровья человека.
- Проведение социологических исследований, общественных экспертиз членами Общественной организации и привлеченными специалистами.
- Международные контакты. Взаимодействие с дружественными зарубежными организациями. Участие в международных мероприятиях.
- Благотворительная деятельность, привлечение добровольных пожертвований на цели деятельности Общественной организации, а также граждан, нуждающихся в той или иной помощи и/или материальной поддержке.
- Иная, не запрещенная законом деятельность, направленная на реализацию целей Общественной организации.
3.3. Имущество Общественной организации создается за счет:
- добровольных взносов, пожертвований граждан и организаций;
- поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
- доходов от предпринимательской деятельности членов Общественной организации;
- гражданско-правовых сделок;
- внешнеэкономической деятельности Общественной организации;
- других, не запрещенных законом поступлений.
Учредители общественной организации
В ст. 6 ФЗ № 82 «Об общественных объединениях» определен состав учредителей общественной организации, в которой сказано, что учредить ее могут в количестве не менее 3 (трех) лиц — полностью дееспособные физические лица, достигшие 18 летнего возраста, как российские граждане, так и иностранные, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ. А также войти в состав учредителей могут юридические лица — общественные организации или общественные движения.
Но, не все так просто. И надо отметить, что такая путаница с количеством учредителей только в общественной организации. Более того, не на одном официальном источнике нет указания соблюдать не только нормы ФЗ № 82 «Об общественных объединениях», но и ст. 65.3 ГК РФ.
Произошло это недоразумение из -за внесенных изменений в ГК РФ в 2014 году. Среди новых положений появилась ст. 65.3 ГК, определяющая, что руководитель коллегиального органа управления может составлять только ¼ его состава. Соответственно, на сегодняшний день для создания общественной организации требуется минимум 4 (четыре) лица.
Вдобавок ко всему стоит учитывать, что при численном составе 4 (четыре) учредителя руководитель не сможет войти в состав коллегиального, постоянно действующего органа управления (из- за структуры органов управления общественной организации, о которой мы расскажем чуть позже).
Если есть необходимость при создании общественной организации включить руководителя в состав Правления (или Совета), минимальное число учредителей должно быть не менее 5 (пяти) физических или юридических лиц — общественных объединений.
Если подытожить, образование общественных организаций происходит по инициативе не менее 4 (четырех), желательно 5 (пяти) физических и (или) юридических лиц — общественных объединений, имеющих общие интересы и решившие объединиться для реализации и достижения конкретных целей, которые указываются в Уставе создаваемой организации.
Создание общественной организации
Для создания организации учредители собираются на учредительном собрании и рассматривают вопросы, обязательные для государственной регистрации общественной организации:
- Избирают Председателя, секретаря и лицо, ответственного за подсчет голосов на заседании;
- Утверждают наименование общественной организации;
- Утверждают устав общественной организации;
- Утверждают адрес (место нахождения) общественно организации;
- Избирают совет или Правление или Президиум общественной организации;
- Избирают руководителя общественной организации;
- Избирают ревизора или Ревизионную комиссию общественной организации;
- Образуют имущество общественной организации;
- Определяют порядок совместной деятельности при создании общественной организации;
- И другие вопросы в зависимости от целей деятельности и структуры органов управления; общественной организации.
И с момента принятия такого решения, организация считается созданной, останется только ее зарегистрировать, а для того чтобы вы не получили отказ из-за состава учредителей, давайте рассмотрим, кто не может выступать учредителем общественной организации. Требования к учредителям общественной организации закреплены в ст. 14 ФЗ № 82 «Об общественных объединениях».
Итак, не могут быть учредителями общественной организации:
- Юридические лица в формах — общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, товарищество на вере, ассоциации, автономные некоммерческие организации, фонды, частные учреждения и другие формы коммерческих и некоммерческих организаций;
- Лицо без гражданства или иностранный гражданин, в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
- Общественная организация или общественное движение, деятельность которых, приостановлены по решению суда из за экстремистской деятельности;
- Лица, включенные в специальный реестр на основании ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Физические лица, в отношение которых было установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности (в порядке, определенном законом РФ);
- Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
- Общественная организация, общественное движение или физическое лицо, в отношении которых, принято решение о блокировании имущества на основании ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до его отмены.
Кто такие учредители?
Учредители, как правило, действуют в соответствии с уставом НКО, который устанавливает основные принципы деятельности и права и обязанности участников организации. В уставе указывается порядок учреждения НКО, а также процедура принятия новых учредителей и изменения устава.
Учредители могут быть как физическими лицами, так и юридическими лицами. Физические лица могут быть учредителями в случае, когда они имеют полную гражданскую дееспособность и не ограничены в правах. Юридические лица, в свою очередь, могут быть учредителями НКО при условии, что их учреждение допускается законодательством.
Учреждение НКО осуществляется на основе добровольного вступления учредителей с обязательной регистрацией в установленном законодательством порядке. Учредители несут ответственность за создание и дальнейшую деятельность НКО, а также соответствие ее деятельности законодательным требованиям.
Учредители общественной НКО играют ключевую роль в формировании и развитии организации. Их общие усилия определяют миссию и цель НКО, а также оказывают влияние на принятие стратегических решений и повышения эффективности работы.
Решение проблем, связанных с учредителями общественной НКО
Учредители общественной некоммерческой организации (НКО) играют важную роль в ее создании и функционировании. Однако, иногда могут возникать проблемы, которые требуют внимания и решения со стороны учредителей. В данной статье рассмотрим некоторые из таких проблем и возможные пути их разрешения.
- Отсутствие ясной стратегии — одной из основных проблем, с которой сталкиваются учредители НКО, является отсутствие четкой стратегии развития организации.
- Для решения этой проблемы учредители должны провести анализ текущего положения организации и определить ее цели и задачи.
- Также необходимо разработать долгосрочную стратегию развития, которая будет служить основой для принятия решений и определения приоритетов.
- Учредители должны обеспечить эффективное планирование и контроль исполнения стратегии, а также вносить необходимые коррективы в случае изменения обстановки.
- Чтобы решить эту проблему, учредители должны доверить выполнение определенных задач профессионалам, имеющим соответствующую экспертизу.
- Учредители должны установить четкие роли и обязанности для каждого участника команды, чтобы избежать дублирования или неэффективного использования ресурсов.
- Важно также создать систему отчетности и контроля, чтобы учредители могли быть в курсе хода работы организации и принимать взвешенные решения.
- Для разрешения таких конфликтов необходимо обеспечить открытый и конструктивный диалог между учредителями.
- Важно выслушать мнение каждого учредителя и стремиться к поиску компромиссного решения, которое будет учитывать интересы всех сторон.
- Если конфликт нельзя разрешить внутриорганизационными методами, может потребоваться привлечение внешних квалифицированных посредников.
Примеры успешных учреждений общественной НКО
Существует множество примеров успешных учреждений общественной НКО, которые играют значимую роль в развитии и улучшении общества. Они действуют в различных сферах деятельности и вносят значимый вклад в решение актуальных общественных проблем.
1. Memorial – общественное движение, посвященное сохранению памяти о репрессиях. Основанное в 1989 году, оно активно работает в защите прав человека и изучении истории политических преследований. Memorial осуществляет масштабную работу по сбору и архивированию исторических документов, проводит общественные слушания и информирует граждан о нарушении прав человека.
2. Greenpeace – международная организация, посвященная охране окружающей среды и борьбе за экологически чистую планету. Greenpeace активно проводит кампании, направленные на противодействие климатическим изменениям, запрещение ядерного оружия, сохранение природных ресурсов и защиту биоразнообразия. Организация известна своими активными действиями, такими как протесты и акции гражданского неповиновения.
3. Российское географическое общество – общественная организация, занимающаяся популяризацией науки и развитием географического образования. Общество проводит научные исследования, организует экспедиции и путешествия, поддерживает молодых ученых. Деятельность Российского географического общества направлена на изучение природы, окружающей среды и культурного наследия.
Эти и многие другие учреждения общественной НКО работают на благо общества и доказывают значимость и эффективность неправительственного сектора. Их деятельность обеспечивает активное участие граждан в общественной жизни, содействует развитию демократии и защите прав человека.