Может ли ресурсоснабжающая организация взыскивать долги с потребителей без решения суда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли ресурсоснабжающая организация взыскивать долги с потребителей без решения суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При какой задолженности ЖКХ подает в суд. УК или организация-поставщик услуг может подать иск о взыскании задолженности по коммунальным платежам или оформить заявление на судебный приказ, если собственник не оплачивает квитанции в течение 2–3 месяцев. Стоимость услуг юриста включается в иск.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
    1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
    2. Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
    3. В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
    4. Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
    5. Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

    1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    2. Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
      • какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
      • какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
      • использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
    3. Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
    4. Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.

    Судебная практика взыскания задолженности по коммунальным платежам

    За какой период нужно оплачивать долги. Срок давности долга за коммунальные услуги согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет 3 года, то есть можно взыскать долги, которые накопились за это время.

    Судебный порядок взыскания. После того, как должник получил повестку, он обязан явиться в суд и предоставить возражения. Если решение будет не в его пользу, он может его обжаловать в течение 1 месяца. Исковое заявление о взыскании задолженности по ЖКХ в большинстве случаев удовлетворяется полностью. Можно взыскать долг без участия собственника по судебному приказу.

    Решение суда. Собственник должен внести средства единовременно или в рассрочку по графику. По суду долг может быть уменьшен в счет снижения размера штрафа.

    Исполнительное производство. Если мирное решение вопроса невозможно, дело о задолженности по ЖКХ передается судебным приставам. Они возбуждают производство:

    • выявляют имущество, после продажи которого должник сможет оплатить задолженность;
    • выявляют банковские счета, на которые накладывают арест;
    • устанавливают место работы, куда направляют документы для удержания;
    • принимают решение о запрете покидать РФ.

    Существенная задолженность – грубое нарушение лицензионных требований

    Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).

    Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.

    К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).

    Способы взыскания долгов до суда

    Большинство управляющих или ресурсоснабжающих организаций не могут позволить себе содержать полноценный колл-центр для работы с неплательщиками. Это повлечет слишком большие расходы. Так как у одной компании могут быть одновременно сотни и тысячи должников, звонки каждому из них занимали бы все рабочее время специалистов.

    Поэтому персональный обзвон неплательщиков по ЖКУ практикуется редко.

    Досудебное взыскание задолженности по коммунальным услугам может включать:

    • направление документов по почте (письма, расчеты, предупреждения, уведомления и т.д.);
    • выезд на дом для вручения документов под роспись;
    • размещение сведений о долгах на сайте УК, в местах общего пользования дома, в общедомовых чатах и т.д. (там указываются не фамилии должников, а номера квартир);
    • прием неплательщиков, рассмотрение их обращений и жалоб по расчету задолженности.

    Взыскание задолженности в судебном порядке по решению судьи. Управляющей компании потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол ОСС о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст.161, 162 ЖК РФ), расчёт и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг, периоде выполнения.

    Зачастую управляющим компаниям и судебным приставам приходится разыскивать должника, поскольку он может даже не проживать по указанному адресу регистрации. На весь период розыска должника исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные судебному приставу-исполнителю управляющей компанией для розыска должника (п.2 ст.28 Закона об исполнительном производстве), компенсируются затем должником.

    • автомобиль;
    • право требования к другим физическим или юридическим лицам;
    • банковские счета и вклады;
    • компании, обладающие каким-либо имуществом.

    Сможет ли ресурсоснабжающая организация взыскать с меня задолженость

    Управляющие организации (30-40% от общего количества) часто задерживают расчеты с РСО. Собираемость оплаты за услуги у снабжающих организаций составляет в среднем 80%, что заставляет поставщиков ресурсов работать себе в убыток. Прямой договор между собственником жилого помещения и РСО позволит осуществлять расчеты с гражданами напрямую, минуя посредников в виде управляющих компаний. Тогда УК, ТСЖ избавятся от обязанности собирать долги с потребителей.

    Управляющие организации, предоставив РСО возможность прямых взаиморасчетов с потребителями, смогут снизить налог на прибыль и перейти на упрощенную схему налогообложения. При прямом договоре исключена возможность банкротства управляющей организации из-за накопившихся долгов перед РСО. Даже если задолженность и возникла, то управляющая организация не сможет компенсировать ее за счет средств, собранных на капремонт или текущие издержки. Это позволит требовать напрямую с РСО перерасчета за плохое качество поставляемых ресурсов.

    Из недостатков таких договоров выделяют следующие особенности:

    • необходимость различать платежные документы управляющей организации и РСО;

    • потребность реструктуризации управления РСО – организация должна будет внести изменения в устав, создать отдел по взаимодействию с физическими лицами, если ранее такого подразделения в составе юридического лица не было предусмотрено;

    • коммерческая нагрузка на РСО – при обращении гражданам для перерасчета платежей понадобятся дополнительные расходы на расширении бухгалтерии, найма специалистов по взаимодействию с клиентами. РСО придется работать с претензиями граждан, вести разъяснительную работу населения.;

    • необходимость работы с просроченной задолженностью граждан. Должны быть также исключены «двойные квитанции», запутывающие должников;

    • сложности с разграничением зоны ответственности между УК и РСО. Возможны споры по вопросу, кто за какие ресурсы и коммуникации отвечает. Так, претензии жителей о слабом напоре воды или недостаточном отоплении могут «перекидываться» между РСО и УК, которая по-прежнему обязана отвечать за управление МКД. Если жильцы подадут жалобу из-за слабого напора воды, то РСО переложит вину на УК, мотивируя слабой напор прогнившими трубами внутри дома. В свою очередь, компании также могут ссылаться на ветхие коммуникации поставщика ресурсов.

    Не исключены проблемы, связанные с бумажной волокитой у сотрудников среднего и низшего звена РСО. На практике, РСО не торопятся заключать договоры напрямую с гражданами-потребителями, хотя подобная возможность предоставлена Постановлением Правительства РФ № 354 и ФЗ № 59 от 03.04.2018 года. При наличии прямого договора, на поставляющую организацию также возлагается обязанность передавать в РСО показания индивидуальных и общедомовых счетчиков.

    Перечень коммунальных услуг, за которые нужно платить, зависит от вида помещения и степени его благоустройства.

    Согласно ст. 154 ЖК РФ, коммунальные платежи могут начисляться:

    • за холодную воду;
    • за горячую воду;
    • за отопление помещений (тепловая энергия);
    • за электрическую энергию;
    • за газ, в том числе в баллонах;
    • за твердое топливо (при наличии печного отопления);
    • за отведение сточных вод (канализация);
    • за вывод ТБО.

    Структура коммунальных платежей всегда указывается в квитанции или едином платежном документе. Если владелец квартиры или нежилого помещения не согласен с начислениями или хочет проверить обоснованность расчета, он может обратиться за разъяснениями к управляющей или ресурсоснабжающей организацией.

    Базовые тарифы на услуги ЖКХ утверждаются федеральными и региональными властями. Ежегодные индексы повышения тарифов утверждает правительство РФ для каждого региона. Точный размер платежей на отдельные виды услуг может увеличиваться по условиям договора с управляющей компании, или же — по решению собственников МКД.

    Для ответа на этот вопрос смотрим статью 153 ЖК РФ. Платить коммуналку обязаны:

    • собственники квартир в МКД;
    • наниматели жилых помещений — в том случае, если квартира не приватизирована, а относится к категории так называемого найма;
    • собственники или арендаторы нежилых помещений в МКД;
    • собственники частных строений — жилой дом, дача в статусе жилья и т.д;
    • члены жилищного кооператива.

    Если кроме собственника в квартире проживают и зарегистрированы другие лица, то квитанции все равно будут приходить на имя владельца. Однако расчет по отдельным видам услуг может осуществляться по количеству проживающих.

    Например, такое правило действует для начисления платежей за газ, холодную и горячую воду, если в квартире нет счетчика. При наличии счетчика начисление платежей осуществляется за фактическое потребление коммунальных ресурсов. За отопление плата начисляется, исходя из общей площади помещений.

    Начислять коммунальные платежи, выставлять квитанции и взыскивать задолженность могут:

    • управляющие компании — УК;
    • ресурсоснабжающие организации, если с ними заключен прямой договор;
    • сбытовые компании (при платежах за электроэнергию и газ);
    • расчетные центры, которым по договору передаются полномочия по сбору и взысканию платежей.

    Собственник квартиры или нежилого помещения, оплативший квитанцию, может требовать от жильцов пропорциональную часть платы. Это особенно актуально при сдаче квартиры (или ее части) в аренду. Квитанции будут приходить на имя владельца недвижимости.

    Порядок их оплаты может предусматриваться договором аренды или по устному соглашению сторон. Если возникнет задолженность, ее однозначно будут взыскивать с собственника. И проблемы при неуплате за ЖКХ всегда возникают только у собственника.

    Долг платежом красен: но для какого управляющего: прежнего или нового?

    Естественное желание любого должника — полная амнистия по всей просрочке, чистое, простое, без усилий и нервотрепки освобождение от долговых обязательств. Увы, на полное и безусловное прощение всех долгов рассчитывать не приходится.

    Но при определенных условиях можно списать задолженности или их часть при судебном взыскании, а также в рамках банкротства. Подробнее обо всех возможных вариантах списания читайте ниже.

    Срок давности действуют для всех видов обязательств, в том числе для оплаты и взыскания платежей по коммунальным услугам. Срок давности — это период времени, в течение которого можно обратиться за взысканием в судебные органы.

    Как и для большинства других обязательств, срок исковой давности по долгам ЖКХ составляет 3 года.

    Применяется он следующим образом:

    • давность считается по каждому ежемесячному платежу по квитанции — например, если задолженность ЖКХ возникла в марте 2021 года, сроки давности на ее взыскание истекут через 3 года;
    • пропуск давности позволяет должнику подать заявление в суд и потребовать отказа в иске — если ответчик не подаст такое заявление, судья взыщет всю сумму долга, даже с истекшим сроком давности;
    • пропуск сроков давности не лишает возможности взыскивать долг внесудебными способами — с этой целью должника будут доставать претензиями и требованиями, отключать услуги, увеличивать сумму просрочки в квитанции. Так, при просрочках должникам точно имеют право отключить подачу горячей воды.

    Пропуск давности на взыскание просрочки по ЖКХ не влияет на порядок отключения должника от коммунальных услуг. Для таких мер воздействия сроков давности не предусмотрено.

    Так как от сбора платежей зависит нормальная работа управляющих и ресурсоснабжающих компаний, они вряд ли допустят пропуск сроков давности. Обычно взыскание начинается уже при просрочке за 1-2 месяца.

    Спор между УК и ресурсоснабжающей организацией по долгам

    В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:

    • горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
    • электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
    • газоснабжение;
    • водоотведение;
    • отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).

    Внимание! Вышеприведенные коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом только после оформления управляющей компанией или жильцами МКД отдельного договора ресурсоснабжения с РСО.

    РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:

    • избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
    • утилизация твердых и иных бытовых отходов;
    • установка телевизионных антенн;
    • обеспечение уличного освещения придомовых участков.

    В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.

    Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения. Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании. Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

    К сведению

    Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е. дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

    В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость. В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

    Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е. доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг). В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

    Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

    1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
    2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

    К сведению
    Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

    Такие организации создают «клон» управляющей компании, незначительно изменяя название. На новые компании перезаключаются договоры на обслуживание.

    «Именно по такой схеме в центре Москвы работали ООО «Управляющая ЭЖНФ», оставило за собой задолженность в 35 млн руб. По такой же схеме работали ООО «ДЕЗ Пресненского района», которое трансформировалось в ООО «ДЕЗ «Пресненского района» с задолженностью в 110 млн руб. В Западном округе вместо ООО «Городская управляющая МОЭК» (Московская объединенная энергетическая компания) в сумме 43 млн руб., была создана управляющая компания с таким же названием, которая приступила к управлению теми же жилыми домами, при этом, несмотря на разных учредителей компаний, в них работают одни и те же сотрудники.

    Ранее действовавшая управляющая компания, собиравшая в полном объеме платежи с жителей, не полностью рассчитавшись по долгам с ресурсоснабжающими организациями, признает себя банкротом.

    Деятельность РСО контролируется несколькими правовыми актами: постановлениями правительства, ЖК РФ, ФЗ №176.

    К данному типу компаний относят организации, которые предоставляют:

    • электричество;
    • газ;
    • тепло;
    • воду;
    • транспортировку и хранение вышеперечисленных ресурсов.

    Также подобного правового статуса удостаиваются компании, которые оказывают такие услуги как избавление от насекомых и мелких вредителей (крыс, кротов и т.д.), вывоз ТБО, реализация уличного освещения и т.д. Всем известные ГорГаз и Энергосбыт – типичные примеры РСО.

    Управляющая компания – это юридическое лицо, призванное эксплуатировать жилые дома и регулировать действия подрядных организаций. Действуют УК на основании договоров с владельцами квартир. Управляющая компания – это посредник между жильцами и РСО. Она отвечает за передачу денежных средств собственников квартир за оплату услуг компаний, занимающихся предоставлением ресурсов. УК – выступает в качестве исполнителя услуг, а РСО в свою очередь является субподрядчиком.

    Из этого следует, что РСО не могут выступать в качестве УК, так как они ограничены лишь одним родом деятельности и не имеют права принимать участие в управлении домом. Однако допустимы прямые расчеты между РСО и жильцами на основании официальных договоров.

    Способы взыскания долгов до суда

    Большинство управляющих или ресурсоснабжающих организаций не могут позволить себе содержать полноценный колл-центр для работы с неплательщиками. Это повлечет слишком большие расходы. Так как у одной компании могут быть одновременно сотни и тысячи должников, звонки каждому из них занимали бы все рабочее время специалистов.

    Поэтому персональный обзвон неплательщиков по ЖКУ практикуется редко.

    Досудебное взыскание задолженности по коммунальным услугам может включать:

    • направление документов по почте (письма, расчеты, предупреждения, уведомления и т.д.);
    • выезд на дом для вручения документов под роспись;
    • размещение сведений о долгах на сайте УК, в местах общего пользования дома, в общедомовых чатах и т.д. (там указываются не фамилии должников, а номера квартир);
    • прием неплательщиков, рассмотрение их обращений и жалоб по расчету задолженности.

    В Какой Суд Подает Ресурсоснабжающая Организация За Неоплату

    Таким образом, действующее законодательство не предусматривает нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от коммунального ресурса всего дома, если управляющая организация на соответствующем многоквартирном доме имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных ресурсов. К такому выводу, в частности, в отношении теплоснабжения пришел Президиум ВС в вопросе 28 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006, а также Высший Арбитражный Суд РФ (Определение от 25.04.2008 № 5200/08).

    Так же, исходя из положений ст.ст.90, 91 АПК РФ, считаем целесообразным одновременно с исковым заявлением направить в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику (РСО) совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, а именно ограничивать и прекращать подачу соответствующих коммунальных ресурсов.

    21. В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).

    23. По договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

    Какими нормативными документами регулируется вопрос?

    Все вопросы касательно формирования коммунальной задолженности и ее погашения регулируют нормативно-правовые акты. К ним относятся такие:

    • Жилищный Кодекс. В нем рассмотрены срок задолженности, порядок начисления пени и ряд других вопросов.
    • Постановление №22 Пленума Верховного суда. Рассматривает вопросы судовых споров по поводу коммунальных задолженностей.
    • Постановление №354. Утверждает трактовку понятия суммы долга, порядок расчета величины платы за коммунальные услуги и ее распределения между зарегистрированными на жилплощади лицами.
    • Гражданский Кодекс. Закрепляет обязанность собственника содержать в порядке свое недвижимое имущество и своевременно оплачивать коммуналку.
    • ФЗ №230 от 3 июля 2016 г. Регулирует деятельность коллекторских агентств по взысканию долгов и правила взаимодействия с ними должников.

    Регулярно нормативная база пересматривается и обновляется. Поэтому важно знать положения актуальных редакций. Также надо учитывать, что на местном уровне принимаются локальные акты. Они регулируют все вопросы по коммунальным долгам в каждом регионе.

    Порядок подачи в суд ЖКХ на должника

    Взыскание долга через суд проводится в особом порядке. Он регламентируется положениями нормативных законодательных актов. Порядок взыскания задолженности приведен ниже:

    • Управляющая или ресурсоснабжающая компания информирует жильца квартиры о имеющемся у него долге в письменном виде с требованием погасить задолженность в определенный термин.
    • Если должник не реагирует, тогда УК направляет ему официальную претензию и заключает соглашение о погашении долга с графиком.
    • Если ситуация не изменилась, тогда ресурсоснабжающая организация прекращает подачу ресурсов на месяц.
    • Если гражданин не погасил долг, тогда УК или ресурсоснабжающая компания обращается в суд общей юрисдикции. Должнику выдается повестка. Если по ней он не явится в суд, тогда заявление ЖКХ будет полностью удовлетворено. Решение судебной инстанции можно обжаловать в месячный срок.

    Взыскание долгов ресурсоснабжающей организацией

    Ресурсоснабжающая организация, такая как коммунальное предприятие или энергосбытовая компания, имеет право взыскать долги с должника без обращения в суд. Для этого существуют различные способы, которые предоставляются законодательством.

    Одним из таких способов является предъявление требования к должнику с установленным сроком возврата долга. В случае невыполнения должником обязательства в установленный срок, ресурсоснабжающая организация имеет право перевести дело в взыскание через судебные органы.

    Кроме того, ресурсоснабжающая организация может применять иные меры взыскания долгов без обращения в суд. Например, она может предъявить иск к должнику в арбитражный суд или обратиться в исполнительную службу для принудительного взыскания долга.

    Однако, прежде чем использовать эти способы, ресурсоснабжающая организация обязана произвести определенные предварительные действия, такие как направление уведомлений о необходимости погашения задолженности и предложения о заключении договора рассрочки или реструктуризации. Только после истечения указанного срока и отсутствия реакции со стороны должника, организация имеет право обратиться с требованием в суд или другие специализированные органы.

    Возможно ли взыскание долгов без суда? Альтернативы решения проблемы

    Взыскание долгов без судебного разбирательства возможно только в определенных случаях. Ресурсоснабжающая организация может прибегнуть к альтернативным методам взыскания, чтобы решить проблему задолженности клиента.

    Одним из возможных вариантов является предъявление претензии клиенту. Ресурсоснабжающая организация может направить письменное уведомление о задолженности клиенту с требованием погасить долг в определенный срок. Если клиент не реагирует на уведомление или не выполняет требования, организация имеет право обратиться в суд для взыскания задолженности.

    Другим вариантом является заключение договора рассрочки или реструктуризации долга. В случае, когда клиент не может немедленно погасить всю задолженность, ресурсоснабжающая организация может предложить разбиение долга на части и установить график погашения. В этом случае, клиент обязуется выплачивать установленные суммы в течение определенного времени.

    Кроме того, ресурсоснабжающая организация может обратиться к коллекторскому агентству или бюро кредитных историй для взыскания долга. Коллекторское агентство предлагает свои услуги по взысканию долга по существующему договору. Бюро кредитных историй информирует о задолженности клиента, что может отражаться на его возможности получения кредита в будущем.

    Таким образом, взыскание долгов без суда возможно только при наличии согласия клиента или при использовании альтернативных методов. Каждый метод имеет свои особенности и требует компетентного подхода для эффективного решения проблемы задолженности.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *