Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие машины не попадают под платон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во многих странах мира платный проезд по автомобильным дорогам был внедрен гораздо раньше, чем в России система «Платон». Это стандартная практика, которая позволяет поддерживать дорожное полотно в хорошем состоянии. А поскольку именно большегрузные транспортные средства являются основной причиной преждевременной деформации асфальтового покрытия, логично, что плата взимается именно с них. И, даже несмотря на то, что в других странах тариф гораздо выше чем в России, а платить зачастую приходится даже автомобилям с общей массой от 3 тонн, именно в нашей стране неоднократно производились забастовки перевозчиков.
Кто не обязан делать взносы за проезд по федеральным дорогам?
Под действие системы контроля «Платон» попадают исключительно те транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн. Исключение составляют:
- Средства передвижения спецслужб. Пожарные, медицинские, спасательные, военные, аварийные, охранные и полицейские транспортные средства.
- Грузовые авто, которые перевозят военное оружие и технику.
- Транспортные средства, которые перевозят людей. В данный пункт не входят грузо-пассажирские автомобили-фургоны.
Контроль и наказание за нарушения
За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:
- езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
- ноль средств, внесенных на расчетный счет;
- съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
- отклонение по времени или дате (без БУ);
- продолжение поездки при истечении средств на счету.
За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:
- 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
- 10 тыс. руб. – за рецидив.
Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.
Где платить не придется?
Можно разделить дороги за пределами города на несколько категорий. Так, платные магистрали предполагают необходимость уплаты конкретной суммы со всех въезжающих. И на этих дорогах платить за «тонны» уже не нужно. Если же автомобиль передвигается по федеральным трассам, то произвести оплату в бюджет придется за определенные категории машин.
Собранные средства используют для проведения ремонтных и восстановительных работ на дорогах, дальнейшего развития транспортной сферы в России, а также для обслуживания самой автоматизированной системы Платон.
Но далеко не каждый владелец автомобиля должен платить налог. Например, хозяева легковушек на данном этапе освобождены от уплаты средств за проезд. Хотя рассматривается возможность взимания денег и с них. Но сейчас такой опции не предусмотрено даже в самой системе.
Ежедневно по российским трассам федерального значения проезжает множество грузовых автомобилей. Естественно, что большая масса фур негативно воздействует на дорожное покрытие, которое изнашивается с повышенной интенсивностью. С целью компенсации этого износа было принято решение брать плату с большегрузных авто за каждый пройденный ими километр по дорогам России. Поскольку смысл этого платежа – в превышении установленного предела массы транспортного средства, то есть плата производится за дополнительную нагрузку на покрытие дороги, было выбрано наименование «Платон» (аббревиатура «ПЛАта за ТОНны»).
Вопрос: Как организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывает плату по системе «Платон»?
Организация имеет на балансе грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой 18 тонн, используемый для перевозки грузов. В систему «Платон» перечислена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами (ТС), имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в сумме 30 000 руб. По итогам рейсов, совершенных грузовым автомобилем, начислена и списана с расчетной записи плата в следующем размере: в первом квартале — 5 100 руб., во втором — 4 900 руб., в третьем — 5 300 руб., в четвертом — 5 600 руб.
Посмотреть ответ
Собранные посредством «Платона» финансы поступают в Дорожный фонд, откуда будут расходоваться на различные проекты, связанные с прокладкой и модернизацией дорог, проводимые в регионах РФ.
К СВЕДЕНИЮ! Система официально была запущена 15 ноября 2015 года, а о грядущем нововведении потенциальные плательщики были информированы с начала года.
Вопрос: Почему не совпадают даты вынесения постановления за нарушения порядка внесения платы в СВП «ПЛАТОН» с датой правонарушения, зафиксированного с помощью средств фотовидеофиксации?
Посмотреть ответ
Машины, попадающие под Платон. Кто должен платить?
Предпосылки для запуска подобной программы появились в 2011 году в федеральном законе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ». На его основе и создавался «Платон», суть которого — внесение платы за проезд грузовых транспортных средств по федеральным дорогам. Однако только определенные категории транспорта попадают под этот порядок. Таким образом, под систему Платон попадают машины со следующими характеристиками:
Масса транспорта более 12 тонн, включающая в себя вес пассажиров и водителя, перевозимого груза, непосредственно сам вес автомобиля;
в список автоматически попадают евротенты и грузовые прицепы;
Многие водители пытаются схитрить и уйти от дополнительных плат, поэтому нагружают свое транспортное средство больше, чем на 12 тонн при меньшей разрешенной массе. Автоинспектор ДПС имеет право проверить реальный вес машины и в случае нарушения автомобилист понесет административную ответственность в виде штрафа.
Как возникла проблема
Чем больше ездит по дорогам России автомобилей, тем больше их покрытие приходит в негодность, и нуждается в восстановлении. Основная порча идет от тяжелого грузового транспорта, который не только изнашивает асфальт, но и вдавливает слой из спецматериалов, щебня и песка. Поэтому возникает колея, и увеличивается число аварий.
Дороги в Российской Федерации подразделяются на региональные и федеральные. Если региональные власти обеспечат сбор налога, то государственные налоги восстанавливаются за счет бюджета государства. При повышении грузового потока денег стало не хватать. Поэтому Правительство России разработало и ввело в действие систему платежей за проезд по автомагистралям, принадлежащим федеральному бюджету, и назвало ее «Платон», что значит «платить за каждую тонну».
Смысл данной системы в том, что при помощи специальных устройств для наблюдения со спутников контролируется маршрут движения автомобилей. Информация стекается в систему, определяется пройденное расстояние, и деньги взимаются со счетов, привязанных к определенным транспортным средствам.
Таким способом государственный бюджет получает каждый день деньги, и отправляет их на восстановление дорожного покрытия.
Следует знать, что оплата за проезд по федеральным дорогам для грузовых автомобилей внедрена уже почти во всех европейских державах.
Первый раз эту систему задействовали в Австрии. В этой стране с 2004 года трассы оснащены специальными устройствами, работает система платежей. В России платежную систему за проезд грузовых машин установили только в ноябре 2015 года. Но протесты стали возникать еще до наступления этой даты.
В самом начале было предложение наказывать юридических лиц штрафом до 1 миллиона рублей. Но водители стали протестовать, и суммы были изменены, их величина и порядок взыскания указаны в Административном кодексе.
- При первом нарушении — 5 тысяч рублей (водитель – частное лицо, гражданин России).
- Первое нарушение юридического лица в России – 5 000 рублей.
- Первичное нарушение для иномарок – 5000 рублей.
- Вторичное нарушение гражданином РФ, частным лицом – 10 тысяч рублей.
- Второе нарушение юридического лица в России – 10 тысяч рублей.
- Повторное нарушение для иномарок – 10 000 рублей (оплата должна производиться водителем).
Электромобили без выхлопной системы
Изначально электромобили разрабатывались как экологически чистые автомобили, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду. Они работают на электрической энергии, которая поступает от аккумуляторных батарей. Это означает, что во время движения электромобиля не выбрасываются вредные газы, такие как углекислый газ, оксиды азота и прочие вещества, которые являются основной причиной загрязнения воздуха.
Исключение выхлопной системы из конструкции электромобиля также позволяет снизить уровень шума во время движения. Поскольку у электромобилей нет громких выхлопных труб, они работают практически бесшумно, что вносит свой вклад в улучшение экологической обстановки в городах. Благодаря этому электромобили могут быть особенно полезны в условиях городского движения, где шум и выбросы выхлопных газов являются серьезной проблемой.
Более того, электромобили не нуждаются в масле для смазки двигателя, что является еще одним преимуществом с точки зрения экологии. Традиционные автомобили с внутренними сгораниями требуют масла для смазки различных деталей двигателя, и его замена и утилизация может негативно сказываться на окружающей среде. В отличие от них, у электромобилей меньше технических деталей требуют смазки, что снижает нагрузку на окружающую среду.
Автобусы и малые пассажирские перевозчики
Автобусы и малые пассажирские перевозчики не попадают под систему оплаты проезда на дорогах с использованием платоновской системы. Это означает, что они не обязаны платить плату за проезд на федеральных и региональных дорогах России, управляемых оператором Платон.
Под малыми пассажирскими перевозчиками подразумеваются машины, предназначенные для перевозки не более 8 пассажиров, включая водителя. Такие автомобили, как легковые такси, малолитражки и микроавтобусы, также не попадают под систему платоновской оплаты проезда.
Это правило позволяет сэкономить время и деньги малым пассажирским перевозчикам, облегчая их работу и способствуя развитию данного сегмента рынка. Однако, все автобусы и малые пассажирские перевозчики все равно должны соблюдать требования по безопасности и регулярности транспортных услуг, установленные контролирующими органами.
Название системы сбора оплаты за проезд по дорогам “Платон” произошло от слов плата и тонна. С ее введением власть получает не только деньги, которые облегчают нагрузку на бюджет, но и контролирует информацию о движении большегрузов по трассам федерального значения.
Чтобы минимизировать ущерб, наносимый дорогам таким транспортом, для него был введен дополнительный налог, поскольку разница между легковым и грузовым транспортом очень существенная.
Чтобы обеспечить уплату обязательного сбора, государство заставляет перевозчиков использовать бортовое устройство с системой ГЛОНАСС для контроля и подписывать договор, а за нарушение полагаются штрафы и дополнительные санкции, причем иногда сумма взыскания может составлять миллион рублей.
В какой срок нужно заменить бортовое устройство?
Рассмотрим пункт 1051 Правил взимания платы:
1051. Возврат бортового устройства в связи с истечением срока его службы осуществляется не позднее 10 рабочих дней с даты истечения этого срока.
Выдача бортового устройства в связи с заменой бортового устройства, срок службы которого истек, производится оператором не ранее 60 календарных дней до даты истечения срока службы на безвозмездной основе.
Оператор отказывает в выдаче бортового устройства в связи с заменой бортового устройства, срок службы которого истек, по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» — «в» пункта 96 настоящих Правил.
Во-первых, правила говорят о том, что заменить устройство можно за 60 дней до окончания срока. Если Вы знаете, что до окончания срока службы осталось меньше 2-х месяцев, то просто выберите удобный день, когда Вы окажетесь недалеко от офиса Платон, и обратитесь туда для замены устройства. Откладывать замену на последний день не имеет особого смысла.
Во-вторых, правила говорят о том, что заменить устройство можно в течение 10 рабочих дней после окончания срока.
Внимание! В течение этих 10 дней устройство уже считается просроченным, то есть использовать его нельзя! Будьте внимательны, ведь в случае использования просроченного устройства собственнику грозят штрафы за не оплату проезда
Система Платон: какие машины под нее попадают
→ → Актуально на: 11 августа 2016 г.
Система Платон для грузовиков была запущена 15 ноября 2015 года. С этого момента с владельцев грузовых транспортных средств взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения.
На платные участки дорог система не распространяется (). По понятным причинам у многих возник вопрос, связанный с введением системы Платон: какие машины под нее попадают. В Законе указано, что плата должна вноситься за автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн ().
Речь идет о массе снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, указанная в паспорте транспортного средства (ПТС), как максимально допустимая. Либо указанная в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции автомобиля ().
В терминах технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» и статистики ГИБДД – это грузовые автомобили категории N 3 (). Привести полный перечень грузовиков, которые попали под действие системы Платон, — довольно сложно, да и не нужно.
Ведь к «платоновским» автомобилям относятся все 12-титонники, начиная от отечественных КамАЗов и заканчивая седельными тягачами производства Volvo, Mercedes-Benz и др. Вместе с тем от внесения платы в систему Платон освобождаются ():
- предназначенные для перевозки людей транспортные средства, кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
- транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, оснащенные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- самоходные транспортные средства с вооружением, военная техника, транспорт Вооруженных Сил РФ, иной специальный транспорт, с помощью которого перевозится вооружение, военная техника и военное имущество.
Какие авто попадают под “ПЛАТОН”
В те самые 12 тонн, которые установлены законодателем, входит суммарный вес машины – масса транспортного средства, водителя, пассажиров с багажом и груза. Автобусы и прочий пассажирский транспорт в эту категорию не попадает, а вот грузопассажирские автомобили будут облагаться системой. Так какие машины попадают под “ПЛАТОН”? Это:
- грузовые автопоезда;
- автосцепки;
- еврофуры;
- грузовые прицепы;
- и другой грузовой транспорт.
Какие авто не попадают под “ПЛАТОН”:
- пассажирский автотранспорт (в документах указано – пассажирская перевозка большегрузным транспортом);
- служебные транспортные средства государственных служб;
- военные транспортные средства МО РФ;
- легковой транспорт с массой до 3,5 т.;
- грузовой автотранспорт с массой 3,5 т. – 12 т.
Можно ли не платить “ПЛАТОНУ”? Так как, плата взимается только с тех многотонных транспортных средств, которые осуществляют свое движение по трассам федерального значения, есть несколько условий, когда налог не накладывается:
- проезд по платным дорогам;
- движение по дорогам регионального значения, а также в населенных пунктах и поселках;
- общая максимальная масса менее 12 тонн.
Если транспортное средство не попадает в данные категории, придется платить. Попытка уклониться от налога контролируется со стороны государства. На стационарных пунктах проезда, с помощью специального оборудования, инспектора ДПС могут проверить фактическую массу и выписать штраф.
Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.
Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.
Особенности оплаты проезда при помощи системы «ПЛАТОН»
Данный вид налога оплачивается собственниками транспортных средств, соответствующих таким критериям:
- максимальная масса ТС превышает 12 тонн;
- грузовик перемещается по дорогам федерального значения.
Контроль процесса перемещения фур происходит посредством спутниковой навигации. Если многотонный транспорт покидает городскую черту, то на него устанавливается специальное отслеживающее оборудование. Затем ТС регистрируется в системе, которая отслеживает его перемещение.
Если поездка осуществляется разово, то водитель может составить специальную маршрутную карточку. В ней указывается следующая информация:
- сведения о ТС;
- маршрут, по которому будет двигаться транспортное средство;
- дата поездки.
В маршрутной карте должны быть указаны реальные сведения о маршруте и дате поездки. Впоследствии автомобилист не имеет права отклоняться от этих данных. Его перемещение будет отслеживаться мобильными пунктами контроля. При выявлении отклонений с нарушителя взимается штраф.
Система «ПЛАТОН» предполагает автоматическую оплату. Расчет производится следующим образом: после регистрации в системе, на каждое транспортное средство заводится личный счет, на который собственник вносит определенную сумму. При выезде ТС на федеральную трассу, система фиксирует пройденное расстояние и автоматически снимает оплату.
Легковые авто и «ПЛАТОН»
Казалось бы, с легковыми автомобилями все ясно, и налогом они не облагаются. Однако недавно на официальном сайте системы появилась информация о том, что легковушки также подлежат налогообложению. Подобные заявления вызвали у водителей бурную реакцию, ведь многие автомобилисты используют федеральные трассы, чтобы добираться на работу. Подобные ежедневные поездки могут ощутимо ударить по карману рядовых граждан.
Дополнительные сложности касаются установки специальных приборов учета. Подобные услуги также не бесплатны, к тому же, здесь важно учитывать некоторые юридические тонкости. Например, Конституция РФ не допускает установки приборов слежения на транспорт физических лиц, ведь в данном случае речь идет о вмешательстве в личную жизнь. Подобные действия возможны только после получения соответствующего судебного решения.
Чтобы сделать данную процедуру легальной, придется разработать отдельную нормативно-правовую базу. Однако на это уйдет немало времени. Соответственно, в ближайшее время владельцы легковых авто могут спать спокойно.