Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что собой представляет репатриация в России: особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно репатриантом называют человека, который за пределами родной страны оказался не по собственному желанию, то есть принудительно. Таковыми являются военнопленные, беженцы и иные мигранты. В отношении их можно инициировать процесс возвращения на родину, причем под репатриацией будет подразумеваться не столько сам переезд, сколько восстановление человека в гражданских правах, напоминание ему о его обязанностях.
Получить гражданство можно в стране, в которой живёт претендент, или непосредственно в самом Израиле. Чтобы пройти процедуру оформления, потребуется подготовить пакет документов.
Приходить на приём нужно в том составе семьи, в котором лицо планирует проживать в дальнейшем. Претенденту предстоит пройти собеседование.
Параллельно будет выполнена проверка документов. Если гражданство было оформлено по репатриации, человек сможет в первый год пребывания в государстве получать медицинское обслуживание без внесения денежных средств.
Когда период завершается, медобслуживание станет платным. Получить паспорт Израиля можно и при помощи натурализации. Решение будет принимать Министр МВД Израиля.
В это подразделение потребуется подавать заявление. На решение оказывают влияние наличие недвижимости у претендента, его финансовая стабильность и знание иврита.
Программа репатриации в Россию
Частный случай репатриации капиталов – возвращение на родину прибыли, полученной от вложений за рубежом. В современном межгосударственном экономическом партнерстве эта процедура чаще всего связана с рынком акций. Национальные фонды, где ведется торговля, как правило, формируют основную массу капитала за счет привлечения денег со стороны зарубежных инвесторов. Как таковая репатриация прибыли осуществляется в момент продажи акций.
В государствах, обладающих богатой национальной культурой, появляются замечательные образцы народного творчества, а также предметы искусства, полученные в ходе международного обмена. По различным причинам все эти ценности могут оказываться за рубежом. Чаще всего это обусловлено военными действиями или вольностями при колониальной политике в имперские времена. Сегодня государства, в которых были созданы культурные ценности, что оказались в других странах, активно работают над возвратом национального наследия на родину.
Российская Федерация исторически принадлежит к странам, наиболее активно участвующим в миграционных процессах. Одни граждане РФ по разным причинам уезжают, другие не менее активно возвращаются. Это явление не могло остаться без внимания властей, издавших закон «О репатриации в Россию». В соответствии с данным актом право на возвращение в РФ и получение гражданства имеют родившиеся в стране русские, украинцы, белорусы и представители других национальностей, относящихся к коренным.
Репатрианты, стремящиеся вернуться в РФ как на историческую родину, как правило, являются представителями одной из четырех групп эмигрантов. К первой принадлежат россияне, уехавшие из страны после Революции 1917 года, ко второй – покинувшие родину по завершении Второй мировой войны, к третьей – граждане, изъявившие желание выехать на постоянное место жительства за рубеж в середине 20 века (в основном, в 70-е годы). Наконец, масштабная волна эмиграции накрыла РФ после распада СССР.
Экспертное мнение к вопросу о том, из-за чего репатриация в Россию может быть под запретом
Если репатриант, желающий воспользоваться преимуществами программы по переселению соотечественников, соответствует всем требованиям госпрограммы, имеется вероятность того, что будут выявлены обстоятельства, препятствующие участию в программе. Эксперты в области миграционной политики говорят о следующих препятствиях получения гражданства РФ:
- наличие случаев незаконного въезда на территорию России;
- отсутствие оснований для установления принадлежности заявителя к категориям лиц, имеющих право на участие в программе переселения;
- представление ложных сведений о себе или поддельных документов;
- случаи депортации за пределы РФ в прошлом;
- наличие личных убеждений или каких-либо действий иностранца, которые могут нести угрозу жизни россиян или конституционному строю РФ;
- наличие судимостей (в России или за рубежом).
Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2022 года
Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.
В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.
На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.
Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.
В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.
1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.
В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2022 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.
Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.
Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:
- с 1 января 2022 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2022 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
- с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
Во-вторых, с 1 января 2022 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).
Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.
Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.
Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.
В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.
2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.
Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.
- Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
- Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.
Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.
В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.
Процесс репатриации в России: шаг за шагом
- Заявление и подача документов: Первым шагом репатриант должен официально заявить о своем намерении вернуться в Россию. Перед подачей заявления необходимо собрать все необходимые документы, включая документы, удостоверяющие личность, свидетельства о рождении, браке, разводе и другие. Заявление и документы могут быть поданы в консульстве России за рубежом или в специализированном центре репатриации внутри страны.
- Рассмотрение заявления: После подачи заявления и документов, следует рассмотрение заявления репатрианта. В этом процессе проводится проверка предоставленных документов и оценка соответствия критериям программы репатриации. После этого принимается решение о возможности осуществления репатриации.
- Предоставление поддержки: В случае положительного решения, репатриантам предоставляется необходимая поддержка. Это может включать предоставление жилья, медицинского обслуживания, денежных средств и других видов помощи. Также репатрианты имеют право на получение гражданства России или вида на жительство, если они отвечают соответствующим требованиям.
- Интеграция и адаптация: После возвращения репатриантам предстоит процесс интеграции и адаптации в родную страну. Они могут получить помощь и поддержку со стороны государства и местных органов власти, а также обратиться за консультацией к специалистам по социальной адаптации.
Процесс репатриации в России имеет свои особенности и требует определенных усилий со стороны заявителей. Однако, благодаря государственной программе репатриации, многие соотечественники возвращаются на родину и находят новые возможности для своего личностного и профессионального развития.
Привилегии для репатриантов
Обновленный закон прописал конкретные положения, благодаря которым репатриацию можно назвать новым шансом начать благополучную жизнь. В первую очередь, переселенцам готовы предоставлять конкретную финансовую помощь. Предусмотрено, что репатриант получит разовые выплаты. Еще людям компенсируют расходы, понесенные в связи с переездом.
Кроме того, репатрианты могут рассчитывать на адресную помощь. Это деньги, которые выделяют для компенсации трат на аренду жилья. Их выплачивают в течение ограниченного срока: до полугода.
Репатриация в Россию предполагает еще некоторые льготы для переселенцев, на которых рассчитана программа. Репатриант имеет право ввезти в страну багаж, не оплачивая пошлины. В том числе, можно транспортировать и собственный автомобиль. Но в отношении транспортных средств и имущества закон устанавливает ограничения, которые зависят от количества членов семьи.
Российский закон о репатриантах и специальная программа
Для российской действительности понятие «репатриация» стало актуальным только в новом тысячелетии. А именно, соответствующий закон был принят в 2006 году. Однако еще рано было говорить о полноценном его действии, так как впоследствии документ был переработан, а в 2012 он признан бессрочным.
В том же году появилось и новое важное понятие для потенциальных репатриантов — это программа репатриации. Это уже конкретный свод положений, касающийся переселенцев. В нем говорится о том, кто может принимать участие в программе:
- граждане России, которые проживают в других странах;
- лица, имевшие гражданство СССР;
- выходцы из СССР и их потомки;
- лица, проживающие в бывших союзных республиках.
Разрабатывая программу, ее авторы подразумевали, что бывшие граждане РСФСР не должны получать гражданство заново, как это говорит соответствующий закон. Репатриант может решить вопрос с гражданскими правами намного быстрее любого иного иностранца. Поскольку по факту он от гражданства не отказывался, так что речь должна идти о восстановлении прав, но не их приобретении.
Репатриация в Израиль, Польшу, Латвию, Германию и другие страны
Не получится вернуться на историческую родину, если заявитель документально и в полной мере не доказал родственные узы или предоставил заведомо ложные сведения. Также соискатель не получит положительного ответа от принимающего государства, если он участвует в текущих следственных и судебных разбирательствах. В случае, когда заявитель был замечен в участии в террористической деятельности или враждебных действиях против данной страны, это тоже будет основанием для отказа.
Также нельзя стать репатриантом по причине действующей службы в армии, полиции на родине. Право на возвращение такие соискатели получат только после окончания срока службы. Если потенциальный эмигрант — репатриант подписывал бумаги с грифом «секретно» по роду своей профессиональной деятельности, то такого человека не выпустит даже своя страна.
Также «невыездными» становятся должники, чьи долговые обязательства не исполнены и находятся у судебных приставов. Определённо стать репатриантом у них не получится.
Как известно, самая массовая волна репатриации происходит в отношении евреев. Национальная программа по возвращению людей с еврейскими корнями в Израиль имеет название «Алия», что означает «восхождение». Мировая история для этого народа сложилась таким образом, что до сих пор миллионы семей разрознены. Репатриация в Израиль в 2019 году осуществляется на основании закона, принятого ещё в середине 20-го века законодательным органом Кнессет. «Закон о возвращении» в Израиль провозглашает право настоящего еврея на репатриацию в Израиль. Закон даёт практическую возможность получения израильского гражданства каждому еврею, который прибывает на родину на основании этого закона.
Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ
О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:
- Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
- Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.
Экспертное мнение к вопросу о том, из-за чего репатриация в Россию может быть под запретом
Если репатриант, желающий воспользоваться преимуществами программы по переселению соотечественников, соответствует всем требованиям госпрограммы, имеется вероятность того, что будут выявлены обстоятельства, препятствующие участию в программе. Эксперты в области миграционной политики говорят о следующих препятствиях получения гражданства РФ:
- наличие случаев незаконного въезда на территорию России;
- отсутствие оснований для установления принадлежности заявителя к категориям лиц, имеющих право на участие в программе переселения;
- представление ложных сведений о себе или поддельных документов;
- случаи депортации за пределы РФ в прошлом;
- наличие личных убеждений или каких-либо действий иностранца, которые могут нести угрозу жизни россиян или конституционному строю РФ;
- наличие судимостей (в России или за рубежом).
Репатриация – разбираемся с понятием
Для начала будет правильным разобраться, что такое репатриация. Если перевести данный термин буквально, то мы получим «возврат на родину». Отсюда следует, что данный процесс дает возможность бывшим гражданам страны или их потомкам вернуться в свои исконно родные земли.
Действующие на сегодняшний момент законодательства всех стран подробно описывают, как проходит процедура репатриации, какие условия необходимо выполнить и кто относится к потенциальным кандидатам.
Основанием для создания подобной программы в России стала необходимость привлечения трудоспособного населения и высококвалифицированных специалистов. Начиная с 2012 года, данный проект стал бессрочным.
Итак, репатриировать – это значит предоставить «право на возвращение», что является ключевым понятием в международной юриспруденции. Подтверждение тому можно найти во Всеобщей декларации прав человека и Международном соглашении о политических и гражданских правах.
Репатриация в Израиль: история и современность
Возвращение в Святую Землю – самый известный пример репатриации в истории. Это явление ещё называют алией, которая с иврита переводится как «восхождение».
Изначально идеологической основой израильской репатриации был сионизм. Это политико-религиозное движение, ядром которого выступает возрождение евреев на исторической родине – в Эрец-Исраэле. Идеи сионизма были отражены ещё в Ветхом Завете (книге пророка Исаии).
Первые две крупные волны алии произошли в конце XIX – начале XX века и были связаны с еврейскими погромами, прокатившимися по Российской империи. Большинство переселенцев были глубоко религиозными людьми.
Много евреев вернулось на историческую родину в 30-е годы прошлого столетия, как раз в тот период, когда к власти в Германии пришли нацисты.
Юрист простыми словами о репатриации: способы, требования и программы репатриации в 2019 году
Репатриация. Возвращение на историческую родину. Миллионы людей по всему миру вынуждены жить и работать за пределами своей исторической родины. В данном контексте мы говорим только о тех эмигрантах, которые оказались за рубежом не по собственной воле, а в силу вынужденных жизненных обстоятельств. По большей мере вынужденные переселения были спровоцированы мировыми войнами, революциями, репрессиями и геноцидом какого-либо этноса. И если учесть, что последние ярко выраженные национальные гонения были в середине прошлого века, то сейчас мировое сообщество имеет уже не первое и даже не второе поколение вынужденных переселенцев. Мы смело можем говорить о внуках и правнуках тех граждан, которые, в своё время, оказались оторванными от своих корней и родины. А в рамках повышенного интереса к переезду наших соотечественников за рубеж в последние годы репатриация стала одной из основных причин эмиграции.
Почему россияне покидали родину?
Репатрианты, стремящиеся вернуться в РФ как на историческую родину, как правило, являются представителями одной из четырех групп эмигрантов. К первой принадлежат россияне, уехавшие из страны после Революции 1917 года, ко второй – покинувшие родину по завершении Второй мировой войны, к третьей – граждане, изъявившие желание выехать на постоянное место жительства за рубеж в середине 20 века (в основном, в 70-е годы). Наконец, масштабная волна эмиграции накрыла РФ после распада СССР.
Некоторые историки считают, что в каждом из отмеченных периодов массовый выезд граждан за рубеж вызван не столько личным волеизъявлением людей, сколько реалиями общественно-политической жизни и состоянием экономики страны. Некоторые эксперты отмечают: очень хорошо, что программа репатриации людей, родившихся в России, существует на уровне федерального законодательства – этим государство показывает свою готовность дать возможность некогда уехавшим россиянам почувствовать себя полноценными гражданами.