Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земли с 1 января 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
Основания для изъятия
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ
- Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
- Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
- до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
- до момента расторжения Договора.
- Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
- Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
- Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
- Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
- Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
- Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.
Как себя обезопасить от изъятия участка?
Бывает, что участок из земель сельхозназначения «простаивает» по уважительной причине (допустим, вопрос о праве собственности решается в суде), либо имеет признаки нарушений, которые создал не хозяин земли (часть участка – балка, куда местные жители вывезли свой строительный мусор). Но отвечать в любом случае придётся владельцу участка, поэтому принять меры нужно как можно раньше.
То же самое относится к сельхозпроизводителям, которые покупают заброшенные земли в надежде привести их в порядок: у вас есть не более трёх лет на то, чтобы выкорчевать пни и кустарники, извести сорняки – и не более года на то, чтобы убрать мусор и снести самовольные постройки.
Согласно законопроекту Минсельхоза, изменённый порядок использования земли начнёт действовать с 1 января 2023 года.
Какие земельные участки подлежат изъятию с 1 января в 2024 году
С 1 января 2024 года вступает в силу новый закон, предусматривающий изъятие определенных земельных участков. Этот закон направлен на улучшение использования земель в стране и повышение эффективности их использования.
Основными категориями земельных участков, которые подлежат изъятию, являются:
- Неиспользуемые земли: Земельные участки, которые не используются более 3 лет подряд и не имеют обоснованных причин для такого незаконного использования.
- Используемые земли с просроченными договорами: Земельные участки, которые находятся в пользовании лиц или организаций по договорам аренды или аренды с правом выкупа, но срок действия таких договоров истек.
- Земли, использование которых не отвечает целям: Земельные участки, предназначенные для определенного вида использования (например, сельскохозяйственного или промышленного), но используемые для других целей, которые не соответствуют заданным целям.
Такое изъятие земельных участков предоставляет государству возможность осуществлять контроль за их использованием и распределением в соответствии с планами развития страны. Тем самым, реализация этого закона обеспечивает достижение экологической устойчивости и экономического благополучия.
Последствия для владельцев при изъятии земельных участков
Изъятие земельных участков с 1 января 2024 года может иметь серьезные последствия для их владельцев. Участники этого процесса могут столкнуться с рядом проблем и неудобств, включая следующие:
- Финансовые потери: При изъятии земельных участков владельцы могут потерять свои инвестиции, вложенные в развитие и использование этих участков. Кроме того, возможно получение компенсации за изъятие с учетом только рыночной стоимости земли, что может значительно отличаться от ее текущей стоимости и потенциальной стоимости в будущем.
- Юридические проблемы: Изъятие земли может столкнуть владельцев с юридическими проблемами, связанными с переоформлением прав собственности или приведением документации в соответствие с новыми законодательными требованиями. Это может потребовать времени и дополнительных затрат на услуги юристов.
- Потеря возможности использования земли: Владельцы земельных участков могут лишиться возможности использования своей земли в собственных целях, включая строительство, аграрную или коммерческую деятельность. Это может негативно сказаться на планах и перспективах развития владельцев и их бизнеса.
- Смена места проживания или работы: Изъятие земли может принудить владельцев участков к смене своего места проживания или работы. Если земельный участок использовался как дом или хозяйственный объект, его потеря может потребовать переезда и поиска новой недвижимости или бизнеса в другом месте.
Комментарий к ст. 284 ГК РФ
1. Законодательство закрепляет принцип целевого использования земельных участков. Собственники земельных участков и иные пользователи обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 ЗК). Нарушение данного требования может выражаться как в активных действиях — использовании по иному назначению, нежели предусмотрено для данного земельного участка, так и в пассивном поведении правообладателя — когда он не совершает необходимых действий по использованию земельного участка. Последствием такого поведения правообладателя может быть принудительное изъятие земельного участка. Комментируемая статья устанавливает условия изъятия земельных участков, порядок изъятия установлен ст. 286 Кодекса, а также земельным законодательством. Изъятие осуществляется путем продажи с публичных торгов. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие установленным требованиям. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка (ст. 54.1 ЗК). Особенности принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению установлены ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
2. Положения комментируемой статьи распространяются только на земельные участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства, также жилищного или иного строительства, поскольку бесхозяйственное отношение к данным категориям земельных участков затрагивает не только частные интересы, но и общественные.
Изъятие возможно только по истечении трехлетнего срока. Более длительный срок может быть установлен законом. Течение трехлетнего срока начинается не с момента приобретения либо предоставления земельного участка, а по истечении времени, необходимого для освоения участка. Соответственно, при решении вопроса о принудительном изъятии подлежит установлению период времени, необходимый для освоения земельного участка. Законодательство не дает определения понятия «освоение земельного участка». В теории под ним понимают осуществление подготовительных мероприятий к использованию этого земельного участка по целевому назначению (например, проведение изыскательских работ, оформление необходимой строительной документации). Данное правило не применяется к земельным участкам сельскохозяйственного назначения: срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в установленный трехлетний срок. Факт неиспользования земельного участка доказывается лицом, требующим изъятия. В отношении земель сельскохозяйственного назначения Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 установлен перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В установленный трехлетний срок не засчитываются периоды, в течение которых земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Речь идет прежде всего о чрезвычайных ситуациях, которые в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяются как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Информация о стихийном бедствии по общему правилу относится к общеизвестным фактам федерального либо локального уровня в зависимости от масштабов бедствия, однако собственник земельного участка, ссылающийся на данное обстоятельство, должен доказать, что чрезвычайная ситуация препятствовала использованию земельного участка.
3. Изъятие земельного участка является крайней мерой, которая должна применяться к правообладателю лишь при неэффективности применения иных мер воздействия, в частности мер административной ответственности. Данный вывод следует из п. 1 ст. 286 Кодекса. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проверок нарушений требований законодательства к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности (ст. 71 ЗК, п. 5 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Важные компоненты выкупа земельных участков
Основными компонентами выкупа земельных участков являются:
1. Определение цели и задачи выкупа | – необходимо четко определить цель и задачи выкупа земельных участков. Это может быть разработка жилой или коммерческой недвижимости, строительство дорог или коммуникаций и т.д. Каждая цель требует своего подхода и выполнения определенных требований. |
2. Исследование рынка недвижимости | – перед выкупом земельных участков необходимо провести детальное исследование рынка недвижимости. Это позволит определить стоимость участков, установить цены и предложить адекватные условия для всех участников операции выкупа. |
3. Правовое оформление операции выкупа | – этот компонент включает в себя заключение договоров купли-продажи земельных участков, проверку юридической чистоты их собственности, а также получение всех необходимых разрешений и документов. |
4. Финансовая составляющая | – важный аспект выкупа земельных участков. Он включает расчеты бюджета операции, определение источников финансирования, подготовку необходимых документов для получения кредитов и т.д. |
5. Учет экологических и технических аспектов | – при проведении выкупа земельных участков необходимо учитывать экологическую и техническую составляющую. Это включает проверку земли на наличие загрязнений, оценку технической готовности участков и соответствие требованиям градостроительных норм. |
Как будет проходить процесс изъятия земли
Процесс изъятия земли вступит в силу с 1 января 2024 года и будет проходить по установленной законодательством процедуре. Согласно новым правилам, государство имеет право изъять земельные участки у частных лиц или организаций в целях реализации проектов национальной важности.
Первым шагом в процессе изъятия земли будет определение земельных участков, подлежащих изъятию. Для этого будет проводиться анализ земельных участков и составление списков объектов, которые соответствуют критериям для изъятия. Критерии могут быть различными в зависимости от проекта и региональных особенностей.
После определения земельных участков будут проводиться переговоры с владельцами этих участков. Государство будет предлагать компенсацию владельцам земли за ущерб, связанный с изъятием земельного участка. Компенсация может быть в форме денежных средств или других земельных участков, имеющих аналогичную стоимость и характеристики.
В случае отсутствия согласия на продажу земли от владельцев, государство может применить принудительные меры для изъятия земли. Это может включать в себя судебное разбирательство, в результате которого будет принято решение об изъятии земли. В этом случае, компенсация владельцам земли будет определена судом.
Имущественный налоговый вычет с изъятого имущества
Согласно статье 220, п. 7 Налогового кодекса РФ, вы обязаны оплатить налоги с полученных доходов за изъятое имущество. Но государство предоставляет право с полученной компенсации получить имущественный налоговый вычет.
Чтобы получить имущественный налоговый вычет с изъятого имущества, следует подать в ФНС налоговую декларацию. И подавать налоговую декларацию не позже года, следующего за тем, в каком компенсацию вам выплатили. Иными словами, в течение года (п. 7 ст. 220 НК РФ).
От отсутствия льготы по уплате налога на имущества – оплата вами производится за тот год, в который произошло изъятие. Налог высчитают исходя из времени в году пропорционально, пока вы считались владельцем имущества.
Смотрите внимательно предложенную стоимость за ваш участок при изъятии и сравнивайте ее с рыночной ценой на аналогичные участки с домами. Либо обратитесь в агентство недвижимости, но скорее всего придется внести небольшой размер в оплату за оказание услуги.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Основания для изъятия
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.