Учет нематериальных активов в 2024 году в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет нематериальных активов в 2024 году в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Что является объектом нематериальных активов

Для целей бухгалтерского учета объектом НМА считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:

  • не имеет материально-вещественной формы;

  • предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;

  • предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана), на получение которых организация имеет право (в частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на актив) и доступ иных лиц к которым организация способна ограничить;

  • может быть выделен (идентифицирован) из других активов или отделен от них.

Если актив, характеризующийся приведенными признаками, принадлежит нескольким организациям совместно, то он признается объектом НМА каждой из этих организаций. Аналогично учитывается актив и в случае, если исключительное право принадлежит организации (нескольким организациям) и иным лицам (например, физическому лицу (физическим лицам) Российской Федерации).

НМА являются, например:

  • результаты интеллектуальной деятельности;

  • средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

  • разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.

Изменение учетной политики

По общему правилу последствия изменений учетной политики в связи с началом действия ФСБУ 14/2022 отражаются ретроспективно (как если бы данный стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).

В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному. В этом случае действуют следующие правила:

  • в отношении объектов бухгалтерского учета, которые должны быть признаны в бухгалтерском учете как НМА и в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе НМА, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) определить оставшийся СПИ и ликвидационную стоимость объектов НМА в соответствии с новым стандартом. Возникшие в связи с этим корректировки величин отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений. Причем балансовая стоимость таких объектов НМА на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) не корректируется;

  • в отношении объектов бухгалтерского учета, которые должны быть признаны в бухгалтерском учете как НМА, но в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе активов других видов, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) переклассифицировать их в НМА, признать в качестве их первоначальной стоимости балансовую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета на момент его переклассификации и определить оставшийся СПИ, способ начисления амортизации и ликвидационную стоимость объектов НМА. Определенные в связи с этим величины погашения стоимости объектов НМА отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений;

  • в отношении объектов бухгалтерского учета, которые согласно ранее применявшейся учетной политике учитывались в составе НМА, но в соответствии с новым стандартом таковыми не являются, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) списать балансовую стоимость даных объектов в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль, за исключением случаев переклассификации объектов в другой вид активов.

Что меняется в 2024 году

Нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017) и правил работы с кодами видов расходов (Приказы Минфина № 82н от 24.05.2022, № 80н от 01.06.2023). Собрали все изменения КОСГУ на 2024 в одной таблице (с учетом изменений КВР) для бюджетных заказчиков:

КОСГУ и КВР Дата вступления в силу изменений Новые правила
КБК С 01.01.2024 Применяются новые коды бюджетной классификации на 2024 год и плановый период 2025-2026. Они утверждены Приказом Минфина № 80н от 01.06.2023
КВР 524 «Единые субсидии» По этому КВР отражают расходы по федеральным проектам, которые входят в состав национальных проектов или программ и комплексного плана

Изменений по КОСГУ на 2024 год нет. Применяем кодировку сектора госуправления так же, как и в прошлом году. Действующие правила утверждены Приказом Минфина № 209н от 29.11.2017.

Поступление НМА в распоряжение учреждения необходимо оформить ф. 0504101 — акт о приеме-передачи объектов НФА. В новом ФСБУ разъясняется, что входит в нематериальные активы, — объект НФА, который используется в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 6 ФСБУ). Кроме того, в стандарте определен порядок признания объектов к учету.

При приобретении НМА за плату необходимо учитывать все сопутствующие затраты для формирования первоначальной стоимости объекта. К таковым затратам в бухучете следует относить:

  1. Фактическую стоимость объекта, то есть суммы, уплачиваемые правообладателю за отчуждение прав на результаты интеллектуальной собственности или же на средство индивидуализации.
  2. Затраты на консультационные или информационные услуги сторонних организаций, связанные с покупкой НМА.
  3. Регистрационные, пошлинные, патентные или иные виды сборов, платежи, которые напрямую связаны с приобретением нового НФА. Например, оплата домена при регистрации сайта в интернете.
  4. Вознаграждения, которые приобретатель уплачивает посредническим компаниям, участвующим в оформлении, продаже, перепродаже объектов.
  5. Иные виды затрат, которые несет приобретатель при получении НМА в собственность.
Читайте также:  Штраф за прицепное устройство легкового автомобиля 2024 можно не платить?

Все вышеперечисленные затраты следует собрать на счете 0 106 00 000 «Вложения в нематериальные активы». Когда стоимость полностью сформирована, то есть учтены и зафиксированы все виды трат учреждения, связанные с покупкой, то с кредита счета 0 106 00 000 списываются все расходы в дебет счета 0 102 00 000 «НМА».

Как будет учитываться гудвилл

Способы учета гудвилла:

  1. Метод балансовой стоимости (book value method). При этом методе гудвилл не подлежит амортизации, а его стоимость проверяется на предмет утраты восстановительной стоимости (impairment testing) по итогам каждого отчетного периода. Обязательно проводится дифференцированный анализ с целью определения возможного уменьшения стоимости и ее последующего списания.
  2. Метод текущей стоимости (fair value method). Гудвилл также не амортизируется, но он регулярно переоценивается и списывается, если его стоимость уменьшается.

Выбор метода учета гудвилла осуществляется организацией самостоятельно и зависит от ее стратегии развития и внутренних правил учета.

Учет гудвилла в налоговом учете:

В налоговом учете гудвилл неактивируется и его стоимость не учитывается. Однако, соответствующие потери при списании гудвилла допускается учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Метод учета гудвилла Балансовая стоимость Текущая стоимость
Амортизируется? Нет Нет
Способ проверки утраты восстановительной стоимости Дифференцированный анализ Переоценка
Учет в налоговом учете Активируется Не учитывается

Гудвилл является важной составляющей активов организации и должен быть корректно учтен в бухгалтерии. Выбор метода учета приобретенного гудвилла зависит от стратегии компании, но необходимо учитывать требования налогового законодательства.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетное учреждение может приобретать право использования программного обеспечения на основании лицензионного договора.
Предметом лицензионного договора является предоставление или обязательство предоставить обладателем исключительного права на программу для ЭВМ (лицензиаром) права использования этой программы другой стороне (лицензиату) в установленных договором пределах (п.п. 1, 4 ст. 1286 ГК РФ). Если договор является возмездным, в нем должен быть указан размер вознаграждения за использование программы для ЭВМ или порядок исчисления такого вознаграждения (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.п. 66, 333 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
Как правило, срок использования программы определяется условиями лицензионного договора.
Если договором установлено, что учреждение имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, то срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18.03.2023 N 02-07-10/15362).
По программному продукту открывается Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041) (п. 334 Инструкции N 157н).
В Карточке (форма 0504041) желательно отразить информацию о сроке использования программы, также может быть проставлена отметка о дате начала и дате окончания использования.
На основании п. 66 Инструкции N 157н платежи учреждения за предоставленное ему по договору право использования программного обеспечения в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, могут быть отнесены:
— на финансовый результат (затраты) текущего финансового года;
— к расходам будущих периодов.
Так, затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов (п. 302 Инструкции N 157н, п. 159 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н). Анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, показывает: под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
Суммы, учтенные по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов», в течение периода, к которому они относятся, подлежат:
— отнесению на финансовый результат текущего финансового года (списываются в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года»);
— учету при формировании себестоимости (списываются в дебет счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг»).
Списание осуществляется в порядке, установленном в учетной политике, например: ежемесячно в равных суммах.
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, затраты на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), если иное не установлено актом финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по аналогичным закупкам относятся на код вида расходов бюджета 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». В свою очередь, расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение отражаются в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Счет 10408 «Амортизация нематериальных активов»

Продолжение


1

2

3

4

5

5

Признаны текущие

расходы в сумме

амортизации

нематериальных

активов,

начисленной

в отчетном

периоде в рамках

бюджетной

деятельности

140101271

110408410

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

6

Признаны текущие

расходы в сумме

амортизации

нематериальных

активов,

начисленной

в отчетном

периоде в рамках

деятельности,

приносящей доход

210604340

210408410

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

7

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при выбытии

объектов

нематериальных

активов

1(2) 10408420

1(2) 10201420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

8

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений,

подведомственных

одному главному

распорядителю

(распорядителю)

средств бюджетов,

а также при

централизованных

поставках

130404320

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

9

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений

бюджетов разных

уровней

140101151

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

10

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов от

наднациональных

организаций

и правительств

иностранных

государств

140101152

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

11

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездном

получении

объектов

нематериальных

активов

от учреждений,

подведомственных

разным главным

распорядителям

(распорядителям)

средств бюджетов

одного уровня,

а также при их

получении от

государственных

и муниципальных

организаций

140101180

110408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

12

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями,

подведомственными

одному главному

распорядителю

(распорядителю)

средств бюджетов

110408420

130404320

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

13

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями,

подведомственными

разным главным

распорядителям

(распорядителям)

средств бюджетов

одного уровня,

а также при их

передаче

государственным

и муниципальным

организациям

110408420

140101241

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

14

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов между

учреждениями

(за исключением

государственных

и муниципальных

организаций)

110408420

140101242

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

15

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов

учреждения

бюджетам других

уровней

110408420

140101251

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

16

Списана

с бюджетного

бухгалтерского

учета сумма

накопленной

амортизации

при безвозмездной

передаче объектов

нематериальных

активов

международным

организациям

110400410

1040101253

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 45

17

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

дооценки

амортизации

объектов

нематериальных

активов,

накопленной

на дату

переоценки

1(2) 40103000

1(2) 10408420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

18

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

уценки

амортизации

объектов

нематериальных

активов,

накопленной

на дату

переоценки

1(2) 10408420

1(2) 40103000

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

Читайте также:  Как возобновить исполнительное производство по алиментам если оно окончено

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Отражаем в учете право пользования нематериальными активами

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатьи 352, 353, 452 и 453 КОСГУ не применяются. Кассовые расходы на оплату прав пользования результатами интеллектуальной деятельности относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

При этом финансовый результат отражается субъектом учета в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло первоначальное признание объектов нематериальных активов. Результаты корректировки однократно раскрываются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.

Требования о том, что учет таких объектов следует вести на забалансовом счете, СГС «Нематериальные активы», инструкции № 157н, 174н[4], Методические рекомендации не содержат. Однако считаем, что учреждение может в своей учетной политике установить особенности учета таких объектов и указать (при необходимости) забалансовый счет, на котором названные объекты будут отражаться.

Как разъяснено в п. 11 Методических рекомендаций, при первом применении СГС «Нематериальные активы» расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2023 года составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета – прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Еще в 2023 (после регистрации Приказа № 133н) бюджетникам придется учитывать на подстатье 273 КОСГУ «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» выбытие денег при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проведите операцию в бухучете днем признания требования о возмещении ущерба или днем поступления денег в счет погашения долга.

Требуется ли списывать полностью самортизированные НМА сразу после окончания срока полезного использования, или можно оставлять их в учете с нулевой остаточной стоимостью?

Списание объекта нематериальных активов требуется при его выбытии или прекращении способности приносить экономические выгоды в будущем. Истечение срока полезного использования не является причиной списания объекта.

Кроме балансовой стоимости НМА, которая в случае с полностью самортизированными объектами отсутствует, стандарт требует раскрытия информации о первоначальной (переоцененной) стоимости НМА и накопленной амортизации по ним.

Следует отметить, срок полезного использования объекта формирует комплекс способов учета, которые обеспечивают амортизацию объекта. Способ амортизации имеет целью максимально точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы нематериальных активов. Чтобы обеспечить эту точность, ФСБУ 14/2022 требует регулярно проводить проверку элементов амортизации, в том числе пересматривать сроки полезного использования объектов. Если это требование выполняется надлежащим образом, то истечение срока полезного использования будет максимально приближено к моменту списания объекта, а разрыв будет экономически обоснован.

Читайте также:  Ветеран труда федерального значения льготы в 2024 году в Псковской области

Каковы основания для списания НМА с неопределенным сроком полезного использования?

Для объектов, имеющих срок полезного использования, и объектов, срок полезного использования которых не определяется, основания для списания объектов НМА общие. Проверка срока должна проводиться на каждую отчетную дату. Выбытие или утрата способности приносить экономические выгоды организации в будущем для НМА – это ситуация зачастую предсказуемая, а поэтому на какую-либо из предшествующих такому событию дат срок вполне мог быть определен, а следовательно, на момент списания объект уже будет обладать определенным сроком и накопленной амортизацией, а его балансовая стоимость приближаться к нулю.

Счет 10201 «Нематериальные активы»

Окончание

 

1

2

3

4

5

29

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

дооценки

первоначальной

стоимости

нематериальных

активов

1(2) 10201320

1(2) 40103000

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

30

Принята

к бюджетному

бухгалтерскому

учету сумма

уценки

первоначальной

стоимости

нематериальных

активов

1(2) 40103000

1(2) 10201420

Приказ N 25н,

ч. 3,

разд. 1,

п. 24

Как учитывать исключительные права на нематериальные активы

Объекты группируйте на счете 102 00 по новым аналитическим кодам видов имущества. В планах счетов для этого предусмотрели счета:

— 0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

— 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

— 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

— 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности».

Аналогичные аналитические коды используйте для счетов 0 104 00 000, 0 106 00 000 и 0 114 00 000. Если вы хотите выделить в учете еще один вид нематериальных активов, это можно сделать только для объектов из группы D. Такое решение согласуйте с учредителем.

При распределении имущества по видам руководствуйтесь ОКОФ. В нем предусмотрена сходная разбивка.

В аналитическом учете дополнительно разделяйте объекты с определенным сроком полезного использования и с неопределенным. Как вы будете это делать, определите в учетной политике. Так же поступайте в отношении объектов, созданных самим учреждением.

Сведения о них надо будет выделять в отчетности.

Состав объектов, учитываемых на счете 102 00, практически не изменился. Стандартом дополнительно установлено, что к ним относятся нематериальные активы культурного наследия. Созданные силами учреждения знаки обслуживания, товарные знаки и другие подобные объекты, напротив, в составе нематериальных активов не отражаются.

Законодательное обоснование

В бухучете зачастую появляется необходимость принять к учету группу прав пользования нематериальных активов (НМА), к примеру, если это однотипные лицензии на работу с программой или др. Можно ли принять их на одну инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов?

В соответствии п. 9 стандарта «Нематериальные активы», регламентированного Приказом Минфина от 15.11.2019 г. № 181н, единица бухучета объекта НМА — инвентарный объект.

Он представляет собой совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности по патенту, свидетельству или иному документу, который подтверждает изобретение, покупку или отчуждение этих прав в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, госучреждения.

Один инвентарный объект НМА — это также совокупность объектов, которые включают несколько результатов интеллектуальной деятельности (единая технология, мультимедийный продукт и др.).

Каждый инвентарный объект НМА получает уникальный инвентарный номер, сохраняемый за ним на весь учетный период. Когда полученный объект нефинансовых активов ставится на бухучет, к нему нельзя применять инвентарный номер выбывшего объекта НМА.

В стандарте не указаны исключения для прав пользования НМА. В актуальной редакции этого документа, а также в Инструкции по плану счетов, регламентированной Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н, нет прямого указания на групповой учет прав пользования НМА.

Однако Минфином он допускается с оформлением инвентарной карточки группового нефинансовых активов по форме 0504032 и присвоением каждому объекту уникального номера. При этом можно ориентироваться на Письмо Минфина от 21.05.2021 г. № 02-07-10/40313.

В соответствии с п. 26 стандарта амортизация рассчитывается лишь по объектам НМА с установленным сроком полезного использования, в т.ч. по правам пользования НМА.

Согласно п. 33 стандарта амортизация рассчитывается с учетом таких моментов:

  • на объекты стоимостью больше 100 тыс. руб. амортизация начисляется согласно нормам амортизации в соответствии с используемым методом амортизации;
  • на объекты стоимостью не больше 100 тыс. руб. амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости.

Налоговый учет лицензионных платежей

В налоговом учете лицензионные платежи отражайте как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подп. 26, 37 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Дату признания расходов определяйте в зависимости от метода, которым фирма рассчитывает налог на прибыль. Если применяете кассовый метод, налоговую базу уменьшите после получения права и его оплаты. При этом не имеет значения, какие платежи (разовые или периодические) организация перечисляет за право пользоваться объектом интеллектуальной собственности.

Если используете метод начисления, лицензионные платежи учитывайте:

  • по мере их начисления — если фирма перечисляет периодические платежи;
  • равномерно в течение определенного периода (или другим способом, выбранным организацией) — если организация перечисляет единовременный разовый платеж.

Нематериальные активы

Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

1) аналитические коды группы синтетического счета:

  • 20 – особо ценное движимое имущество;

  • 30 – иное движимое имущество;

  • 90 – имущество в концессии;

2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *