Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспорт товара в Белоруссию НДС в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Порядок подтверждения
Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.
Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.
Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.
НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Подтверждение ставки НДС 0% в 1С:Бухгалтерии 8 в течение 180 дней
Ставка НДС 0 % может применяться налогоплательщиком-экспортером, если в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров будет подтверждена обоснованность ее применения путем представления в ИФНС декларации по НДС и комплекта подтверждающих документов (см. выше).
При реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ).
Рассмотрим порядок отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 подтверждения ставки НДС 0 % в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров в случае реализации несырьевых товаров на экспорт в страны ЕАЭС.
Подпунктом 4.5 пункта 4 статьи 120 Налогового кодекса закреплен применяемый на практике порядок налогообложения НДС сумм разницы, возникающей между номинальной стоимостью подарочного сертификата и суммарной стоимостью товаров, приобретенных держателем подарочного сертификата, в случае, когда подарочный сертификат в течение срока его действия отоварен частично.
Дополнен перечень исключений, когда не применяются особенности определения налоговой базы согласно пункту 42 статьи 120 Налогового кодекса при реализации медицинских изделий, товаров, приобретенных у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, товаров, полученных их поставщиками из государственного и (или) мобилизационного материальных резервов.
Также урегулированы вопросы, возникающие на практике при применении особенностей определения налоговой базы при реализации транспортных средств.
Так:
- уточнено, если оценочная стоимость выше остаточной стоимости, то плательщиком сравнивается цена реализации только с остаточной стоимостью;
- установлены метод, по которому оценщиком определяется оценочная стоимость (сравнительный метод), и период ее действия (как правило, шестимесячный период действия указывается в самом документе, выдаваемом оценщиком) (подп. 42.2 и подп. 42.3 п. 42 ст. 120 Налогового кодекса).
Определение момента фактической реализации
Корректировка пункта 6 статьи 121 Налогового кодекса и дополнение ее пунктами 61–63 обусловлены отменой с 1 января 2024 г. постановления Министерства финансов от 8 августа 2018 г. № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций» и вступлением в силу постановления Министерства финансов от 31 декабря 2021 г. № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете».
Пунктом 6 статьи 128 Налогового кодекса определено, что при изменении момента фактической реализации новый порядок исчисления НДС применяется в отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС.
Следовательно, по работам, услугам, результат которых не может быть использован до завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), предъявленным к возмещению по договорам аренды, момент фактической реализации по которым согласно Налоговому кодексу в редакции, действующей в 2024 г., приходится на 2023 г., применяются положения пункта 6 статьи 121 Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2024 г. Соответственно по работам (услугам), выполненным (оказанным) в 2023 г., по которым оформление первичного учетного документа завершено в 2024 г., предъявленным к возмещению за декабрь 2023 г. в январе 2024 г., моментом фактической реализации будет признаваться 2024 г.
Определение стоимости товаров
Понятие цена приобретения имеет многозначное значение. Для товаров приобретенных на территории республики Беларусь цена приобретения считается с НДС. Для товаров ввезенных в страну цента приобретения является величиной стоимости, по которой продукция была принята к учету без учета НДС.
Цена приобретения товаров, которые были приняты к учету без оплаты, формируется из данных, которые отражены в учетных документах.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда компания продает товары в феврале текущего года, а продукция была приобретена в январе прошлого года. После даты приобретения прошло больше 1 года и НДС следует считать в обычном порядке.
Существуют ситуации, когда новые пункту налогового кодекса не применяются. В частности если расстояние продукции изменилось вследствие сильного износа. Свойства товара ухудшилось.
Подтверждение нулевой ставки при экспорте товара за пределы ЕАЭС или когда МНС может доначислить НДС по ставке 20%
Многие организации и ИП экспортируют товар за пределы ЕАЭС. Если с подтверждением нулевой ставки по НДС при экспорте в ЕАЭС все вполне понятно — в приложении 11 декларации по НДС указывается дата принятия заявления об уплате НДС МНС РБ, то при экспорте за пределы ЕАЭС в приложении 2 к декларации по НДС встречаются ошибки. Из нашей практики проверок мы достаточно часто сталкиваемся с неправильным заполнением приложения 2.
В связи с этим разберемся в данной статье, как подтверждать экспорт за пределы ЕАЭС, чтобы в последствии у налоговой инспекции не было оснований вместо примененной плательщиком ставки НДС 0% — доначислить НДС по ставке 20%. Со всеми вытекающими последствиями — перерасчетом вычетов по удельному весу и т.д.
А можно ли платить НДС «как раньше»?
Нужно сразу оговориться, что по некоторым налогам и страховым взносам в 2024 году можно оформлять платежные поручения «как раньше». В частности – указывать в них ККБ по конкретному налогу или взносу. Этот вариант допускается, если такая платежка оформляется вместо уведомления.
Также см. “Платежное поручение вместо уведомления“.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК).
Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН. По НДС и налогу на прибыль налогоплательщики такие уведомления не сдают.
В можно ли в 2024 году заполнить такую платежку (вместо уведомления) по НДС? Отвечаем – можно. Но только зачем?
Даже если вы заполните платежное поручение по НДС “как раньше”, то денежные средства все равно “упадут” на единый налоговый счет.
Но, справедливости ради, нужно сказать, что даже если вы заполните платежное поручение “как раньше”, то уточнять платеж по НДС не потребуется. Ведь при корректном указании в платежном поручении данных об ИНН плательщика деньги попадут на его ЕНС независимо от того, какой КБК указать.
Если в 2024 году оформили платежку по правилам 2022 года, то чтобы ИФНС зачислила платеж с «лишними» реквизитами как ЕНП и учла его на ЕНС, в платежке должны быть данные, которые позволят однозначно определить плательщика. Лишние сведения не помешают инспекции учесть платеж на ЕНС, поэтому уточнять платежное поручение не нужно.
Таким образом, даже если вы будете заполнять платежные поручения по НДС по “старым” правилам, то на факт поступления денег на ЕНС это никак не повлияет.
Момент определения налоговой базы по НДС при экспорте
Момент определения базы по НДС в экспортных операциях зависит от наличия пакета таможенной документации по сделке. Для экспортных сделок срок сбора документации установлен до 180 дней. Если фирма уложилась в этот срок, начисление НДС по ставке 0% происходит в последний день того квартала, когда пакет документов был передан в ФНС.
Если на протяжении 180 дней после проведения таможенный операции документы не собраны, то фирме придется начислить НДС по реализации товаров в обычном порядке той датой, которой были переданы товары иностранному покупателю.
В дальнейшем судьба НДС зависит от сроков, в которые осуществлена сделка. Если НДС уплачен по обычной ставке, но документы были собраны с опозданием, то оплаченный налог до 01 июля 2016 года можно вернуть. Если сделка совершалась после 01 июля 2016 года, сумма налога принимается к вычету в периоде, когда пакет по экспортной сделке был собран или в течение последующих трех лет.
Данное условие применяется к сделкам с покупателями, находящимися в Таможенном союзе. Исключение составляет один момент: сделка по неподтвержденному экспорту осуществлялась с привлечением железнодорожного транспорта (доставка), то налоговая база по реализации признается на дату отгрузки товаров.
Таможенное оформление грузов, перемещаемых между участниками ЕАЭС
Заполнение деклараций на товары в обычном режиме на грузы, перемещаемые между государствами ЕАЭС упразднено, учет производится через подачу формы статистического декларирования (статформы) в таможню государства вывоза. Подача статистических форм производится в целях учета перемещения грузов при внешней торговле России со странами-участниками Евразийского экономического союза. Статформа оформляется тем лицом, которое совершило сделку, или по поручению которого была совершена данная сделка, или которое наделено правом владения, распоряжения товарами.
Статформа подается в таможню не позднее восьмого рабочего дня месяца, который следует за месяцем, когда осуществлена отгрузка товаров.
Важно! За нарушение сроков подачи статистической формы учета экспорта в Белоруссию может быть назначен штраф по статье 19.7.13 КоАП РФ на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Что нужно знать экспортеру товаров в Белоруссию: НПА и ставка НДС
Белоруссия входит в Таможенный союз (ТС) и подчиняется правилам, действующим на территории стран — участниц ТС. При экспорте товаров российскими поставщиками на территорию этой республики нужно выполнять нормы соответствующих НПА:
- П. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписанного 29.05.2014) — этим пунктом определено, что при взаимной торговле между странами — участницами ТС взимание косвенных налогов происходит по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров.
- Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) — в нем описан порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров и механизм контроля за их уплатой.
Изменения в налоговом законодательстве
С 1 января 2024 года вступают в силу важные изменения в налоговом законодательстве, касающиеся экспорта товаров в Белоруссию. Главным изменением будет изменение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) для экспорта товаров.
Согласно новым правилам, ставка НДС для экспорта товаров из России в Белоруссию будет снижена с 20% до 0%. Это означает, что компании, занимающиеся экспортом товаров в Белоруссию, больше не будут обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость при экспорте.
Это изменение будет иметь положительный эффект на российских экспортеров, поскольку они смогут продавать свои товары на белорусском рынке по более привлекательным ценам. Более низкая ставка НДС также может способствовать увеличению объема торговли между Россией и Белоруссией и укреплению экономического сотрудничества между двумя странами.
Однако, несмотря на снижение ставки НДС для экспорта товаров в Белоруссию, компании все еще должны учитывать другие правила и требования налогового законодательства. Например, они должны соблюдать процедуры и условия, установленные Федеральной таможенной службой, для экспорта товаров, а также предоставить все необходимые документы и отчеты о продажах.
Какие товары подлежат экспорту
По новым правилам, установленным с 2024 года, экспортировать товары в Белоруссию могут предприятия, занимающиеся производством или продажей следующих категорий товаров:
1. Продукты питания и напитки. В эту категорию входят продукты сельского хозяйства, пищевые добавки, напитки любого вида: алкогольные и безалкогольные, произведенные на территории экспортирующей страны.
2. Товары легкой промышленности. В эту категорию входят текстильные изделия, обувь, детская одежда, головные и подшлемники, шарфы, перчатки и т.д.
3. Товары тяжелой промышленности. В эту категорию входят машины, оборудование, строительные материалы, автомобили, металлопрокат и все, что относится к производству и строительству.
4. Техническое оборудование и электроника. В эту категорию входят компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, телевизоры, бытовая техника и другие товары с электронным компонентом.
5. Лекарственные препараты и медицинское оборудование. В эту категорию входят фармацевтика, лекарственные препараты, медицинское оборудование и расходные материалы для медицинских целей.
6. Химическая продукция. В эту категорию входят химические реактивы, вещества и прочие продукты, используемые в промышленности и научных исследованиях.
7. Продукция сельского хозяйства. В эту категорию входят продукты сельского хозяйства, такие как зерно, масло, мясо, молоко, овощи и фрукты, а также продукты пчеловодства и рыболовства.
Это лишь некоторые из главных категорий товаров, которые подлежат экспорту в Белоруссию. При этом необходимо учитывать иные условия и требования, установленные для каждой из категорий товаров для успешного экспорта.
Сведения о процедуре экспорта товаров
Для осуществления экспорта товаров в Белоруссию, необходимо ознакомиться с процедурой и предоставить соответствующую документацию. Вот основные шаги и требования, которые нужно выполнить для экспорта товаров:
- Определение классификации товара: перед экспортом товаров, необходимо определить их классификацию в соответствии с таможенной системой. Для этого следует обратиться к номенклатуре товаров в Белоруссии и правилам их классификации.
- Оформление необходимых документов: для успешного экспорта товаров в Белоруссию, требуется оформить следующие документы:
- Декларация на товары: это основной документ, который подтверждает информацию о товаре и его стоимости. Декларацию можно подать в письменной или электронной форме.
- Счет-фактура: документ, который содержит информацию о продавце, покупателе, товаре, стоимости и других важных деталях сделки.
- Транспортные документы: в зависимости от способа доставки товара в Белоруссию, могут потребоваться транспортные документы, такие как накладная, таможенная декларация и другие.
- Проведение таможенного оформления: для того чтобы товары могли въехать на территорию Белоруссии, необходимо пройти процедуру таможенного оформления. При оформлении необходимо предоставить все требуемые документы и оплатить соответствующие таможенные пошлины и сборы.
- Осуществление финансовой операции: после успешного таможенного оформления и разрешения на экспорт товаров, необходимо осуществить финансовую операцию и получить оплату за товары. Это может быть осуществлено через банковский перевод или другие удобные способы.
- Доставка товаров: после получения оплаты, товары должны быть доставлены в Белоруссию. Для этого можно воспользоваться услугами логистических компаний или своими собственными ресурсами.
Главная особенность состоит в том, что при импорте из Казахстана в Россию НДС придется уплатить в любом случае, в отличие от уплаты НДС при экспорте в Казахстан. Даже упрощенцам и тем, кто от уплаты НДС освобожден.
Декларация по импортному НДС отличается от обычной декларации по данному налогу. Она представляется в налоговый орган по месту учета организации до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортных товаров к учету. Те же сроки установлены для уплаты данного налога. Впоследствии его можно принять к вычету.
Учет НДС при экспорте — достаточно трудоемкий процесс. Экспорт может облагаться по льготной нулевой ставке, но для этого необходимо в определенный срок представить в налоговую пакет документов. Если этого не сделать, необходимо будет применять к экспортным операциям регулярную ставку НДС.